Все о тюнинге авто

Формирование учетной политики малого предпринимательства. Учетная политика предприятия: образец. Учетная политика малого предприятия Учетная политика организации малых предприятий

Особенности формирования учетной политики предприятий малого бизнеса (субъектов малого предпринимательства)

Определение статуса малого предприятия

Переход экономики от централизованного управления к рыночному регулированию значительно повлиял на условия функционирования предприятий, что привело к их трансформации. Так, крупные промышленные предприятия частично перестали существовать или уменьшили объемы производства, другие были реструктурированы, что обусловило их переход к категории "малых". Субъекты хозяйствования, которые создаются в современных условиях, также тяготеют к малому бизнесу. Это обусловливает увеличение доли предприятий малого бизнеса, рост их влияния на состояние экономики страны. В Украине разработан нормативную регламентацию определения статуса малого предприятия, методологии и организации учета, налогообложения и формирования отчетности малыми предприятиями.

Система бухгалтерского учета и отчетности предприятий малого бизнеса в Украине имеет свои специфические особенности, которые, прежде всего, обусловлены особенностями их хозяйственной деятельности, а также нормами законодательства Украины. Предприятия малого бизнеса, как и все другие субъекты хозяйствования, обязаны вести оперативный и бухгалтерский учет хозяйственных операций, составлять финансовую, налоговую и статистическую отчетность. При этом организация бухгалтерского учета предприятий малого бизнеса должна базироваться на общепринятых в Украине и в международной практике принципах и методических принципах, установленных Законом Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине".

На уровне каждого субъекта хозяйственной деятельности построение учета должно учитывать все особенности организации и ведения предпринимательской деятельности этого субъекта и формализоваться в виде приказа по учетной политики.

Сознательный выбор элементов учетной политики предусматривает их базирования на оптимизации налогообложения, взвешенной инвестиционной и дивидендной политике. Исследование учетной практики малых предприятий свидетельствует о пренебрежении этими обстоятельствами, что обусловлено как субъективно (незначительный опыт работы сотрудников и несоответствие квалификационным требованиям), так и объективно (неосуществление внешнего контроля качества ведения бухгалтерского учета, высокий уровень теневой экономики). Кроме того, на отсутствие продуманной учетной политики предприятий малого бизнеса влияет также несогласованность определений в различных нормативных документах.

На уровне действующего законодательства все еще не урегулирован вопрос отнесения предприятий к сфере малого бизнеса.

Так, термин "субъект малого предпринимательства" (СМП) возник в нашей стране с вступлением в силу указа Президента от июля 1998 г. № 727/98 "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства". Однако сегодня действует несколько нормативных документов, которые по-разному его определяют.

Согласно ст. 1 Закона "О государственной поддержке субъектов малого предпринимательства" от 19 октября 2000 г. № 2063 субъектами малого предпринимательства являются:

Физические лица, зарегистрированные в установленном законом порядке как субъекты предпринимательской деятельности;

Юридические лица - субъекты предпринимательской деятельности любой организационно-правовой формы и формы собственности, в которых среднеучетная численность работающих за отчетный период (календарный год) не превышает 50 лиц и объем годового валового дохода не превышает 500 000 евро.

Согласно Указу Президента Украины "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства" в редакции от 28 июня 1999 г. № 746/99

упрощенная система налогообложения, учета и отчетности вводится для таких субъектов малого предпринимательства:

Физических лиц, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без создания юридического лица и в трудовых отношениях с которыми, включая членов их семей, на протяжении года находится не более 10 лиц, и объем выручки которых от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за год не превышает 500 тыс. грн;

Юридических лиц - субъектов предпринимательской деятельности любой организационно-правовой формы и формы собственности, у которых за год среднеучетная численность работающих не превышает 50 лиц, и объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) которых за год не превышает 1 млн грн.

Итак, действующее законодательство предусматривает два понятия: субъект малого предпринимательства субъект малого предпринимательства, имеет право на применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности. Однако не понятно зачем их отделять, поскольку введение этого термина как раз и было связано с предоставлением права применения упрощенной системы.

Кроме того, в Украине достаточно давно есть понятие "малое предприятие". Еще в 1991 г. Законом Украины "О предприятиях в Украине" был установлен критерий отнесения предприятий к малым, а именно - численность работающих в зависимости от отрасли, к которой относится предприятие. Согласно п. 2 ст. 2 этого Закона по малым предприятиям относились вновь создаваемые и действующие предприятия:

В промышленности и строительстве - с численностью работающих до 200 человек;

В других отраслях производственной сферы - с численностью работающих до 50 человек;

В науке и научном обслуживании - с численностью работающих до I00 лиц;

В отраслях непроизводственной сферы - с численностью работающих до 25 человек;

В розничной торговле - с численностью работающих до 15 человек.

1 января 2004 г. вступил в силу новый Хозяйственный кодекс, который заменил ряд законов, среди которых и Закон Украины "О предприятия в Украине".

Так, в соответствии с п. 7 ст. 63 Хозяйственного кодекса в зависимости от количества работающих и объема валового дохода от реализации продукции за год все предприятия делятся на малые, средние и большие. Малы считаются предприятия, в которых среднеучетная численность работающих за отчетный (финансовый) год не превышает 50 лиц, а объем валового дохода от реализации продукции (работ, услуг) за этот период не превышает суммы, эквивалентной 500 тысячам евро по среднегодовому курсу Национального банка Украины относительно гривны.

Итак, понятие "малое предприятие" до утверждения нового Хозяйственного кодекса было более широким и включало как субъект малого предпринимательства (СМП), так и субъект предпринимательской деятельности (СПД). С 2004 г. отличий между этими понятиями нет.

понятие "плательщик единого налога", то таким плательщиком является субъект малого предпринимательства, который изъявил желание перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности. Итак, понятие "субъект малого предпринимательства" шире понятия "плательщик единого налога" (или "субъект малого бизнеса") и охватывает как те предприятия, которые воспользовались правом перехода на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, так и те, на которых это право распространено, но реализовать его они не считают нужным.

Одним из существенных факторов, который влияет на учетную политику предприятия малого бизнеса, является возможность применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности.

На любом предприятии независимо от его масштаба и вида деятельности должна быть учетная политика!

Этот документ носит локальный характер, но он определяет порядок всего учетного процесса и документооборота, а также порядок формирования показателей для целей налогообложения. Поэтому подходить к формированию учетной политики следует очень тщательно.

Что представляет собой этот документ?

Учетная политика в общем виде представляет собой свод правил, по которым предприятие будет строить свой учет и рассчитывать налоги.

Формируется документ предприятием самостоятельно, но в рамках действующего законодательства:

  • если в нормативных актах дается сразу несколько вариантов учета, предприятие выбирает один из них, какой наиболее подходит для его целей;
  • если же законодательством не предусмотрен способ ведения бухучета в отношении конкретной его области, то предприятие вправе разработать такой способ самостоятельно, но в пределах компетенции, которая дана хозяйствующему субъекту действующими законами.

Однако учетная политика является не только сводом учетных правил :

  • она утверждает необходимые предприятию документы, разрабатывать которые разрешил закон;
  • устанавливает систему документооборота, которой должны подчиняться все на предприятии;
  • определяет базовые критерии организации учета. Например, учет ведется с применением журнально-ордерной формы или автоматизировано, руководителем или эта обязанность передана бухгалтеру – штатному или внештатному, и т.д.

Утверждается учетная политика приказом, и при необходимости (смена вида деятельности, изменения в нормативных актах, и т.д.) в нее вносятся корректировки. Цель этой политики – создать единую систему учета, которая применяется на предприятии последовательно из года в год. А это означает – достоверность формируемых финансовых и имущественных показателей.

Правила формирования

Политику по учету разрабатывает главный бухгалтер предприятия, а при отсутствии этой должности в :

  • штатный бухгалтер, выполняющий функции главного бухгалтера;
  • руководитель компании (если у него достаточно квалификации);
  • приглашенный специалист.

Учетная политика необходима всем предприятиям, которых обязали вести бухучет в соответствии с законом «О бухучете» №402-ФЗ.

Исключение составляют:

  • предприниматели и частнопрактикующие лица, но только при условии, что указанные субъекты ведут учет показателей, необходимых для исчисления налогов с учетом требований законодательства о налогах. Однако очень часто появляется и у них необходимость издавать локальные нормативные акты, где закрепляется порядок учета того или иного объекта или операции;
  • действующие в России обособленные подразделения организации, созданной по законам иностранного государства. Но тоже при условии, что эта организация ведет учет налоговых показателей, исходя из требований Налогового Кодекса РФ.

Учетная политика на предприятии формируется на основе :

  • федерального закона №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (по тексту – закон №402-ФЗ);
  • положений по бухгалтерскому учету, которые распространяются на все компании, но действуют до утверждения федеральных стандартов;
  • отраслевых стандартов, которые устанавливают специфические условия ведения учета, отражающие в себе особенности сферы деятельности компании.

Также к этому списку можно добавить методические рекомендации по бухучету, и обязательно – .

О том, что такое учетная политика, рассказано в следующем видеоуроке:

Если Вы еще не зарегистрировали организацию, то проще всего это сделать с помощью онлайн сервисов, которые помогут бесплатно сформировать все необходимые документы: Если у Вас уже есть организация, и Вы думаете над тем, как облегчить и автоматизировать бухгалтерский учет и отчетность, то на помощь приходят следующие онлайн-сервисы, которые полностью заменят бухгалтера на Вашем предприятии и сэкономят много денег и времени. Вся отчетность формируется автоматически, подписывается электронной подписью и отправляется автоматически онлайн. Он идеально подходит для ИП или ООО на УСН , ЕНВД , ПСН , ТС , ОСНО.
Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов. Попробуйте и Вы удивитесь , как это стало просто!

Порядок разработки

Учетную политику можно сформировать в одном из двух вариантов:

  1. в общеустановленном;
  2. в упрощенном. Этот вариант предназначен для малых предприятий; для организаций, имеющих статус участника Сколково, и для некоммерческих организаций. Причем, указанные лица могут использовать и общие для всех правила ведения учета.

Кроме того, предприниматели, которым дано право не вести бухучет и которые этим правом не воспользовались, также могут выбирать вариант учетной политики. Об этом говорит закон №402-ЗФ, разрешая упрощенную форму учета субъектам малого предпринимательства, к которому относятся не только юридические лица, но и предприниматели.

Учетная политика формируется с момента государственной регистрации субъекта и подлежит применению из года в год. Утверждается она руководителем предприятия отдельным приказом , к которому прикладывается полный текст самой политики. И в случае изменения законодательства в этот документ вносятся коррективы отдельным приказом – с указанием какой пункт в учетной политике признать утратившим силу и по какой причине, и с изложением новой его редакции.

Учетная политика может содержать не только перечень правил учета, но и образцы самостоятельно разработанных предприятием форм, график и порядок документооборота, рабочий план счетов (если он разрабатывается предприятием).

Приказ, утверждающий учетную политику , должен обязательно содержать:

  • название «Об утверждении учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учетов»;
  • дата издания приказа при утверждении правил учета на следующий год должна быть не позже 31 декабря. Если вносятся изменения из-за перемен в законодательстве, то следует сориентироваться с тем, на какой период эти изменения распространяются. Как правило, на грядущий отчетный либо налоговый период. В этом случае дата приказа должна быть не позже даты наступления данного периода;
  • далее идет уточнение причины издания приказа. Например, при внесении в учетную политику изменений: «В соответствии с изменениями Федерального закона…». А если принимается документ на следующий год, то в таком приказе уточнение причины не делается;
  • после слова «ПРИКАЗЫВАЮ» пишется фраза «утвердить согласно приложению учетную политику на ___год». Приложением является сама учетная политика;
  • если же вносятся изменения в действующий документ, в тексте приказа следует указать какой пункт учетной политики более не имеет силы и изложить ниже его новую редакцию.


Подписывает
приказ руководитель предприятия.

Как правило, она содержит в себе три основных блока :

Кроме этих основных блоков в учетной политике должны присутствовать :

  • образцы разработанных бланков и регистров;
  • система документооборота;
  • состав комиссий для проведения , списания активов и т.д.
  • рабочий (или типовой) план счетов;
  • и иная информация, которая необходима для организации учета.

Очень важный момент: нужно указать, что в налоговом учете используются данные, получаемые из бухгалтерских первичных документов и регистров. Иначе, придется формировать отдельные налоговые регистры.

Ответственность за нарушение или отсутствие документа

Непосредственно за отсутствие самой учетной политики или ее нарушение ничего не будет.

Однако не стоит забывать, что этот документ – свод учетных правил, которые утверждаются для целей учета и расчета налогов, а значит, не соответствие им грозит штрафами, в частности:

  • статья 120, Налоговый Кодекс РФ – за грубое нарушение учетных правил от 10 тысяч руб. до 20 % от неуплаченной суммы налогов (и не меньше 40 тысяч рублей);
  • статья 15.11, КоАП РФ – нарушение бухгалтерского учета чревато потерей должностным лицом от 5 тысяч рублей до дисквалификации на срок до 2- х лет.

Таким образом, прямой ответственности за нарушение именно учетной политики нет, но зато она предусмотрена за последствия такого нарушения.

Нюансы, на которые стоит обратить внимание

На предприятии, работающем в сфере торговли , важным является отражение всех расходов через счет 44 «Расходы на продажу» без распределения на другие счета. В этом случае необходимо правильно организовать аналитический учет.

Для производственных предприятий важным считается:

  • порядок учета готовой продукции – с использованием счета 40 «Выпуск продукции» или с применением сразу 43-го счета «Готовая продукция»;
  • порядок учета незавершенного производства;
  • порядок учета полуфабрикатов и брака.

Для малых предприятий важен выбор варианта учетной политики – упрощенный (снизит объем документооборота и учетных операций) или общий.

Для ООО важна полнота отражения данных для определения , за счет которой происходит начисление дивидендов. Именно поэтому многие предприятия, даже малые, применяют неупрощенный вариант учетной политики, считая его более точным.

Для сельскохозяйственных предприятий важна организация формирования по всем направлениям деятельности. Это может быть и растениеводство, и животноводство, и т.д. И каждое из этих направлений обязывает к более детальному – по видам – учету.

В качестве исходного образца мы выбрали бухгалтерскую учетную политику организации — образец 2018 для ООО, ведущего деятельность в сфере общепита и применяющего УСН «Доходы минус расходы» (15%). Затем в предлагаемый пример учетной политики внесли изменения, которые вступают в силу с 01.01.2019. Получившийся результат можно скачать по ссылке.

Когда предприятия утверждают учетную политику

Сначала развеем давно бытующий миф о том, что учетную политику нужно утверждать ежегодно. На самом деле, если нет изменений, то принятую политику надо последовательно применять из года в год — ст. 8 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Для организаций действуют такие сроки в части разработки и утверждения учетной политики:

Ситуация

Учетная политика

Создание новой организации

В течение не более чем 90 дней с даты регистрации (п. 9 ПБУ 1/2008, утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н)

Не позже даты окончания первого для организации налогового периода (п. 12 ст. 167 НК РФ)

Внесение изменений в учетные политики

По общему правилу новая учетная политика утверждается в текущем году и применяется с начала следующего года (пп. 10, 12 ПБУ 1/2008)

  1. В случаях изменения методов НУ или существенного изменения условий работы организации — с начала нового налогового периода (ст. 313 НК РФ)
  2. В случае изменения законодательства — с даты вступления в силу нового НПА

Внесение дополнений в учетные политики

На момент, когда дополнения стали необходимыми (п. 10 ПБУ 1/2008)

В том налоговом периоде, когда изменения стали необходимыми (ст. 313 НК РФ)

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Изменить и дополнить учетную политику — вещи разные! Изменения влекут за собой необходимость ретроспективного пересчета данных за предшествующие изменению годы для отображения в соответствии с ними входящих учетных остатков и отображения данных прошлых лет в обязательной бухотчетности, в то время как дополнения нужны в первую очередь для корректного отражения текущей учетной информации .

Нормы, переходящие с 2018 года (по пунктам)

Следующие положения предлагаемого примера политики предприятия для целей бухучета остались неизменными с предыдущих годов и продолжают последовательно применяться:

  • преамбула и пп. 1-3, т. к. основные нормативные документы, принципы и допущения для формирования учетной политики не изменились;
  • пп. 4-6, т. к. применяемые нормы учета МПЗ в данных аспектах не изменились;
  • пп. 7-14, т. к. применяемые нормы по ОС в данных аспектах не изменились;
  • пп. 15-18, т. к. изложенные в них нормы в отношении НМА решено не изменять;
  • пп. 19, 20, т. к. порядок учета спецоборудования и спецодежды, который используется предприятием, официально не изменялся и по-прежнему актуален для целей бухучета;
  • пп. 21-30, 35, 36, т. к. представленные в этих пунктах нюансы учета товаров, выручки, доходов и расходов остаются актуальными для организации и их не требуется изменять в связи с изменениями законодательства или системы налогообложения;
  • пп. 31-34, т. к. организация формирует и раскрывает в отчетности для бухгалтерских целей резервы по сомнительным долгам, причем применяемый порядок остается актуальным;
  • пп. 37-41, т. к. организация по-прежнему не применяет некоторые положения по бухучету в связи со спецификой своей деятельности и статусом малого предприятия;
  • пп. 42-45, т. к. действующий порядок признания и исправления ошибок, а также внесения изменений в учетную политику остается актуальным;
  • пп. 46-50, т. к. применяемые порядок и формы документооборота остаются актуальными;
  • п. 51, т. к. особый порядок инвентаризации некоторых учетных объектов, применяемый организацией, остается актуальным;
  • пп. 52-62, т. к. организация продолжает использовать принятый организационный порядок в части прав подписи, осуществления внутреннего контроля, документооборота и декларируемой возможности вносить изменения в настоящую учетную политику.

Вариант документа, утверждающего учетную политику, смотрите в статье «Форма приказа об утверждении учетной политики» .

Изменения, которые нужно учесть, если формируется учетка на 2019 год (по пунктам)

В предлагаемом примере учетной политики предприятия на 2019 год изменен (дополнен) единственный момент, касающийся выбора способа бухучета, не закрепленного в существующих нормативных документах. Это сделано путем добавления в приказ п. 63, указывающего на возможность ориентироваться в этом вопросе на требование рациональности, что доступно для организаций, применяющих упрощенные способы бухгалтерского учета.

Вместе с тем юрлицам, не имеющим права на упрощение учета, нужно иметь в виду, что при осуществлении такого выбора им придется следовать иному пункту обновленного с 06.08.2017 (приказ Минфина России от 28.04.2017 № 69н) ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». Для них ПБУ 1/2008 в новой редакции предусматривает соблюдение определенной последовательности при рассмотрении образца для подражания (п. 7.1):

  • стандарты МСФО;
  • близкие по смыслу положения федеральных или отраслевых стандартов российского бухучета;
  • существующие рекомендации.

Вышеуказанное нововведение не единственное, внесенное в ПБУ 1/2008 приказом № 69н. Однако их целью является уточнение базовых принципов формирования учетной политики, их увязка с обновившимися положениями закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ и сближение с принципами, на которых основаны стандарты МСФО, а не конкретизация способов бухучета. Поэтому подробнее эти изменения мы рассматривать не будем. Достаточно объемные комментарии к ним приведены в информационном сообщении Минфина России от 02.08.2017 № ИС-учет-9.

Положения, не вошедшие в готовый документ

В связи с тем, что данные сферы деятельности и объекты учета никак не задействованы в деятельности конкретного предприятия, в настоящей учетной политике не раскрыты порядки:

  • признания выручки по работам (услугам) с длительным циклом (п. 13 ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н);
  • пересчета и представления в отчетности статей, выраженных в иностранной валюте (пп. 6, 7 ПБУ 3/2006, утвержденного приказом Минфина России от 27.11.2006 № 154н);
  • учета бюджетного финансирования и прочего целевого финансирования (ПБУ 13/2000, утвержденного приказом Минфина России от 16.10.2000 № 92н);
  • учета НИОКР (ПБУ 17/02, утвержденного приказом Минфина России от 19.11.2002 № 115н);
  • учета финансовых вложений (ПБУ 19/02, утвержденного приказом Минфина России от 10.12.2002 № 126н).

О том, на какие аспекты следует обратить внимание, если предприятием также формируется политика для ведения управленческого учета, читайте в статье «Учетная политика для целей управленческого учета» .

Итоги

Готовая учетная политика обладает набором аспектов, характерных именно для той организации, для которой она составлялась. Используя в качестве образца для подготовки учетной политики готовый документ другого предприятия, следует сопоставить и скорректировать положения по каждому пункту. А также учесть те положения, которые могут быть не использованы (не раскрыты) в учетной политике одного предприятия, но должны быть включены в аналогичный документ другого.

Разработать и принять учетную политику для целей бухучета должна каждая организация, которая ведет бухучет, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности (п. 1–3 ПБУ 1/2008 ). Организация самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами. Применять положения этого документа должны все подразделения организации, включая территориально отдаленные и те, у которых есть отдельный баланс (п. 9 ПБУ 1/2008).

Для чего нужна учетная политика

Учетная политика – это документ, в котором организация закрепила выбранные способы ведения бухучета. Такие, которые учитывают специфику ее деятельности.

Требования к учетной политике прописаны в пункте 6 ПБУ 1/2008. Среди них, например:

  • полное отражение всех факторов хозяйственной деятельности, то есть в бухучете нужно отражать все операции без исключения;
  • своевременный учет операций, то есть их необходимо показывать в тех периодах, в которых они были совершены;
  • приоритет экономического содержания фактов хозяйственной деятельности над их правовой формой. Например, операции, связанные с приемом-передачей арендованного объекта недвижимости, нужно отражать в бухучете независимо от даты госрегистрации договора аренды (постановление ФАС Северо-Западного округа от 25 февраля 2005 г. № А42-6647/03-20).

Нужно сдавать в налоговую инспекцию учетную политику?

В состав бухгалтерской отчетности копии приказов об утверждении учетной политики для целей бухучета не входят от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, п. 5 ПБУ 4/99). Поэтому по инициативе организации сдавать их в налоговую инспекцию не нужно.

Состав учетной политики организации

Учетная политика согласно пункта 4 ПБУ 1/2008 должна включать в себя:

  • формы первичных документов;
  • регистры бухучета;
  • формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности (если организация планирует ее составлять);
  • порядок проведения инвентаризации;
  • методы оценки активов и обязательств;
  • порядок документооборота, технологию обработки учетной информации;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями;
  • другие элементы и принципы, влияющие на организацию бухучета.

В учетной политике отражается выбранный порядок учета объектов и хозяйственных операций, в отношении которых законодательством предусмотрено несколько вариантов учета. Например, способ амортизации основных средств и нематериальных активов, метод оценки материалов при их списании.

Также в учетной политике прописываются вопросы, не урегулированные прямо бухгалтерским законодательством либо требующие самостоятельной разработки.

Например, применяемые формы отдельных первичных документов, график документооборота. В этом случае исходите из положений аналогичных ПБУ или правил МСФО, рекомендаций контролирующих органов.

Если законодательством предусмотрен единственный способ учета конкретных операций, указывать его в учетной политике необязательно.

Обратите внимание, что отражать в документе нужно только те способы учета, которые относятся к уже имеющимся активам и обязательствам, совершаемым операциям. Не нужно записывать способы учета абсолютно всех операций, по которым бухгалтерское законодательство предоставляет право выбора либо не содержит правил.

Например, если у вас нет финансовых вложений и вы не планируете их заводить, или у Вас нет нематериальных активов или основных средств, то вам не следует указывать в учетной политике методы их учета.

Кто должен разрабатывать учетную политику

Учетную политику разрабатывает главный бухгалтер или другой сотрудник, ответственный за ведение бухучета в организации (например, руководитель). Утверждает учетную политику руководитель организации. Об этом сказано в пункте 4 ПБУ 1/2008. Приказ об утверждении учетной политики можно составить в произвольной форме.

Когда и как часто утверждать учетную политику

Вновь созданная организация и те, которые появились в результате реорганизации, должны утвердить учетную политику в течение 90 дней с момента госрегистрации. Применять этот документ нужно с момента создания новой организации (организации-правопреемника). Такой порядок установлен абзацем 2 пункта 9 ПБУ 1/2008. При этом каких-либо штрафных санкций за нарушение сроков утверждения учетной политики не предусмотрено.

Принятую учетную политику можно и нужно применять последовательно из года в год (ч. 5 ст. 8 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). То есть утверждать каждый год новый документ не требуется.

Ответственность за отсутствие документа

Если у организации нет учетной политики, штрафа за это нет. Но, проверяя компанию, налоговый инспектор вправе запросить учетную политику. Если ее вовремя не представить, оштрафуют на основании Налогового кодекса РФ и КоАП РФ:

  • организацию – на 200 руб.;
  • руководителя – на 300–500 руб.

Выбор способов ведения учета

В учетной политике закрепляют способы ведения бухучета, выбранные из нескольких предусмотренных законодательством. Перечень возможных вариантов, из которых нужно выбрать один, представлен в таблице. Если же в законе прописан единственный способ учета конкретных операций, то указывать его в учетной политике не обязательно.

Если в учетной политике закрепили один способ учета, а применяете другой, ждите доначислений. Проверяя компанию, инспектор пересчитает налоги по способам учета из политики. Это следует из пунктов 7, 9 ПБУ 1/2008.

Политика бухучета повлияет и на налоги. Например, в документе прописано, что срок полезного использования основных средств определяете по Классификации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1, а бухгалтер использует другой срок. Это повлияет на остаточную стоимость основного средства. В результате есть риск недоплатить налог на имущество, за что организации начислят пени и штраф. Это подтверждает и арбитражная практика: постановления Арбитражного суда Уральского округа от 14 декабря 2015 г. № А47-12935/2014, ФАС Уральского округа от 2 августа 2013 г. по № А47-11749/2011.

Организации, которые относятся к категории микропредприятий или некоммерческих организаций, могут вести (без применения двойной записи) или в общем порядке – с применением метода двойной записи. Следовательно, такие организации могут выбрать способ ведения учета. Свой выбор они должны прописать в учетной политике. Такой порядок предусмотрен пунктом 6.1 ПБУ 1/2008 и частью 4 статьи 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Ниже приведен примерный перечень элементов бухгалтерской учетной политики, а также приказ об утверждении учетной политики для целей бухгалтерского учета и налогообложения.

Бухгалтерская учетная политика при УСН

Элемент учетной политики Возможные варианты Примечание
Ответственный за ведение бухгалтерского учета
1. Главный бухгалтер.
2. Иное должностное лицо.
3. Сторонний исполнитель в соответствии с заключенным договором.
4. Лично руководитель организации.
За организацию бухгалтерского учета в любом случае отвечает руководитель организации.
Способ ведения бухгалтерского учета
1. Вручную
2. С использованием бухгалтерской программы
Если используется программа, следует написать, какая именно.
Рабочий план счетов
1. .
2. Собственный план счетов.
Самостоятельно разработанный план счетов лучше оформить в качестве приложения к учетной политике.
Используемые формы регистров бухгалтерского учета

Используемые формы первичных документов
График документооборота

1. Утверждаются в качестве приложения к учетной политике.
2. Утверждаются отдельным приказом.

График плановой инвентаризации имущества и обязательств
1. Ежеквартально
2. Ежемесячно
3. Иной вариант

Лимит стоимости основных средств
1. 40 000 руб.
2. Меньшая сумма

Способ начисления амортизации основных средств
1. Линейный.

3. Способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования.
4. Способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Способ начисления амортизации нематериальных активов
1. Линейный.
2. Способ уменьшаемого остатка.
3. Способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
Можно использовать различные способы для разных групп объектов.
Метод оценки материалов
1. По стоимости единицы.
2. По средней стоимости.
3. По себестоимости первых по времени приобретения материалов (ФИФО).

Метод оценки покупных товаров
1. По стоимости единицы.
2. По средней стоимости.
3. По себестоимости первых по времени приобретения товаров (ФИФО).
«Упрощенцам» с объектом доходы минус расходы удобно использовать тот же метод, что и в налоговом учете.
Способ учета товаров в розничной торговле
1. В покупных ценах.
2. В продажных ценах.

Способ учета готовой продукции
1. По фактической производственной себестоимости.
2. По нормативной (плановой) себестоимости.

Порядок признания управленческих расходов
1. В конце месяца полностью списываются на счет 90 "Продажи".
2. В конце месяца полностью списываются на счета учета затрат.

Порядок признания коммерческих расходов
1. В конце месяца полностью списываются на счет 90 «Продажи».
2. Распределяются между проданными и не проданными товарами (работами, услугами) в части транспортно-заготовительных расходов и затем частично списываются на счет 90 "Продажи"

ООО "Центр Экономического Анализа и Экспертизы"
ПРИКАЗ № 1 от 05/01/2015 г.
об утверждении учетной политики для целей бухгалтерского учета

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить учетную политику для целей бухгалтерского учета на 2015 год согласно приложению к настоящему Приказу.

2. Контроль за исполнением приказа возложить на Директора Иванова А.В.

Директор ________________
(подпись) Иванов А.В.


Приложение к приказу
от 05/01/2014
№ 1

Учетная политика для целей бухгалтерского учета

1. Бухгалтерский учет в организации ведет лично руководитель организации.

2. Бухгалтерский учет в организации ведется вручную.

3. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется в рублях и копейках.

4. Существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный период составляет не менее 5 процентов от общего итога данных.

5. Лимит основных средств устанавливается в размере 40 000 руб..

6. Для расчета сумм амортизации основных средств используется линейный способ.

7. Переоценка основных средств не производится.

8. Для расчета сумм амортизации нематериальных активов используется линейный способ.

9. Переоценка нематериальных активов не производится.

10. Нематериальные активы не проверяются на обесценение в порядке, определенном Международными стандартами финансовой отчетности.

11. За единицу учета материалов принимается номенклатурный номер.

12. Материалы учитываются по фактической себестоимости их приобретения (заготовления). При этом транспортно-заготовительные расходы, связанные с приобретением материалов, учитываются на специальном субсчете, открытом к счету 10 «Материалы».

13. Материалы при отпуске в производство и ином выбытии оцениваются по себестоимости каждой единицы.

14. Управленческие и коммерческие расходы в полном объеме учитываются в себестоимости проданных товаров (работ, услуг) и ежемесячно списываются в дебет счета 90 «Продажи».

Учетная политика для организаций, которые ведут упрощенный бухучет

Когда понадобится: при формировании учетной политики на 2017 год в организации, которая ведет бухучет в упрощенной форме.


Кто и зачем разрабатывает учетную политику для налогообложения

Налоговое законодательство позволяет налогоплательщику выбирать систему налогообложения. Кроме того, для определения налоговой базы по некоторым элементам предусмотрены разные варианты их применения. Какой из них выбрать – решать вам. Сделанный выбор надо закрепить в учетной политике для целей налогообложения приказом руководителя организации (индивидуального предпринимателя). Чтобы выбрать наиболее оптимальный для вас вариант учетной политики, загляните в таблицу.

Избрав конкретный вариант учетной политики, использовать другой механизм налогообложения нельзя (определение Конституционного суда РФ от 12 мая 2005 г. № 167-О).

Типовых образцов учетной политики нет, поэтому приказ составляйте в произвольной форме. Положения учетной политики можно включить как в текст приказа, так и оформить в виде приложения к нему.

Налоговое законодательство не конкретизирует, кто должен разрабатывать учетную политику. Поэтому руководитель организации может поручить эту работу любому сотруднику – специалисту в области налогообложения. Как правило, предпочтение отдают главному бухгалтеру.

Учетную политику утверждают заблаговременно: до налогового периода, начиная с которого будут применять ее положения. Разработанную учетную политику применяйте последовательно из года в год с момента создания организации и до ее ликвидации. Либо до тех пор пока в учетную политику не будут внесены изменения. Составлять новую учетную политику ежегодно не нужно.

Учетная политика микропредприятия на УСН - упрощенке (ДОХОДЫ)

Приказ

о принятии учетной политики для целей налогового учета

В целях организации налогового учета ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить разработанную учетную политику для целей налогообложения согласно приложению 1 к настоящему приказу.

2. Применять учетную политику для целей налогообложения в работе начиная с 1 января 2017 года.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на главного бухгалтера А.С. Петрову.

Генеральный директор ______________ А.В. Иванов

С приказом ознакомлен(а): _________ А.С. Петрова

Приложение 1

к приказу от 28.12.2016 № 2

Учетная политика для целей налогообложения

1. Ведение налогового учета возлагается на бухгалтерию, возглавляемую главным бухгалтером.
(А) Налоговый учет осуществляет главный бухгалтер единолично. Б) Налоговый учет ведется сторонней организацией, оказывающей специализированные услуги по ведению учета в соответствии с договором. В) Ведение налогового учета осуществляет директор организации единолично. Г) Ведение налогового учета осуществляет предприниматель единолично)

2. Для расчета единого налога использовать объект налогообложения в виде доходов.
Основание: Налогового кодекса РФ.
3. Налоговая база по единому налогу определяется по данным книги учета доходов и расходов.
При этом доходы в виде имущества, полученного в рамках целевого финансирования, в книге учета доходов и расходов не отражаются. Учет средств целевого финансирования и расходов, оплаченных за счет этих средств, осуществляется в регистрах бухучета с помощью соответствующих аналитических признаков на счетах бухучета.
Основание: , подпункт 1 пункта 1.1 статьи 346.15, пункт 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ, письмо Минфина России от 16 мая 2011 г. № 03-11-06/2/77 .
4. вести автоматизированно с использованием типовой версии «1С: Упрощенная система налогообложения».
Основание: статья 346.24 Налогового кодекса РФ, пункт 1.4 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 22 октября 2012 г. № 135н.
Книгу учета доходов и расходов вести в бумажном виде.
Основание: статья 346.24 Налогового кодекса РФ, пункт 1.4 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 22 октября 2012 г. № 135н

5. Записи в книге учета доходов и расходов осуществлять на основании первичных документов по каждой хозяйственной операции.
Основание: пункт 1.1 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 22 октября 2012 г. № 135н, часть 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.
6. Доходы и расходы от переоценки имущества в виде валютных ценностей и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, не учитываются.
Основание: пункт 5 статьи 346.17 Налогового кодекса РФ.
7. Сумма налога (авансового платежа) уменьшается на суммы взносов на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование и обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве, а также суммы взносов по соответствующим договорам на добровольное личное страхование в пользу работников, исчисленные (отраженные в декларациях) и уплаченные в течение отчетного налогового) периода.
Основание: пункт 3.1 Налогового кодекса РФ.

Главный бухгалтер ___________ А.С. Петрова

Образцы приказов об утверждении учетной политики представлены в приложенных формах:

  • Учетная политика для организаций с объектом налогообложения «доходы»;
  • Учетная политика для организации с объектом налогообложения «доходы минус расходы» (производственная деятельность, деятельность по оказанию услуг);
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ССЫЛКИ по теме

  1. Приведена примерная форма учетной политики для целей налогообложения ЕСХН и ЕНВД

Учетная политика для ООО на УСН на 2017 год (образец)

Проверьте, соответствует ли новым требованиям учетная политика для ООО на УСН на 2017 год — образец и форма для скачивания есть в статье. А также основные принципы упрощенного учета.

Упрощенный бухгалтерский учет в ООО на УСН в 2017 году

Важно!
ПБУ стали федеральными стандартами

С 19 июля 2017 года законодатели признали ПБУ федеральными стандартами бухучета (Федеральный закон от 18 июля 2017 г. № 160-ФЗ). Также чиновники изменили правила, по которым надо вести учетную политику. Например, компания самостоятельно разрабатывает способ ведения бухучета, если его нет в федеральном стандарте. Для этого ориентируется на МСФО, стандарты бухучета по схожим вопросам и рекомендации по бухучету.

Если компания ведет упрощенный бухучет, а в федеральном стандарте нет правил для какой-то ситуации, то составлять учетную политику можно на основании требований рациональности.

Учетная политика на 2017 год для микропредприятия на УСН

Микропредприятиям пользуются всеми преимуществами малых предприятий. Кроме того, им необязательно вести бухучет методом двойной записи. Если компания отказывается от проводок, хозяйственные операции регистрируют в хронологической последовательности в книге учета по форме № К-2 МП. Доходы и расходы фиксируют по группам статей бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах (Основные средства», «Запасы» и т. д.).

Упрощенная бухгалтерская отчетность в ООО на УСН в 2017 году

Компании, которые относят к малому бизнесу, могут сдавать только баланс и отчет о финансовых результатах. Составляя отчетность, обратите внимание, насколько вы упростили бухучет.

Допустим, коммерческие и управленческие затраты отражены в себестоимости проданной продукции. Тогда в отчете о финансовых результатах их можно показать по строке 2120 «Себестоимость продаж», а строки 2210 «Коммерческие расходы» и 2220 «Управленческие расходы» исключить из отчета. Отказались от ПБУ 18/02? Значит, отложенные налоговые активы и обязательства в бухотчетности отражать не нужно. Эти строки можно убрать из отчетности.

Если после того, как отчетность утвердили, в ней найдены ошибки, обычно их исправляют через счет 84. В отчетности текущего года данные за те годы, в которых была ошибка, отражают с учетом исправлений, а в пояснениях к отчетности за текущий год пишут, почему изменились прошлогодние и более ранние данные. Однако малые компании могут исправлять существенные ошибки предшествующего года без такого ретроспективного пересчета. В таком случае прибыль или убыток, возникшие в результате исправления ошибки, нужно включить в прочие доходы или расходы текущего года.

Бухгалтерская учетная политика для ООО на УСН на 2017 год (образец)

Если новая учетная политика повлияет на итоговые показатели бухотчетности, изменения показателей достаточно отразить в отчетном году. Пересчитывать показатели бухотчетности за два предыдущих года не обязательно. Компании, которые не относятся к малому бизнесу, обязаны пересчитать показатели так, как будто изменения в учетной политике были не с отчетного года, а с позапрошлого (п. 14, 15 ПБУ 1/2008).

С учетом приведенных выше принципов составлен:

  • образец учетной политики для малого предприятия на УСН на 2017 год;
  • а также образец учетной политики на 2017 год для микропредприятия.

Налоговые учетные политики на УСН в 2017 году

Учетная политика 2017 при УСН «доходы»

Объект налогообложения . Компании на УСН в учетной политике приводят объект налогообложения — «доходы» или «доходы минус расходы». Ведь от этого зависит, в каком порядке организация будет считать налог. Если компания с 2017 года сменила объект, обновите это условие в учетной политике. О смене объекта надо было уведомить налоговиков не позднее 30 декабря 2016 года (п. 2 ст. 346.14 НК РФ).

Ставка налога. Компания на УСН не обязана приводить в учетной политике ставку налога. Поэтому оптимальный вариант — исключить это условие из учетной политики. Если же вы решили оставить упоминание о ставке, проверьте, актуальна ли она.

Региональные власти имеют право снижать налоговую ставку для компаний на упрощенке, которые платят налог с доходов, с 6 до 1 процента (п. 1 ст. 346.20 НК РФ). Вилка для тех, кто на объекте «доходы минус расходы», — от 5 до 15 процентов (п. 2 ст. 346.20 НК РФ).

Книга учета доходов и расходов . Компании на УСН могут установить в учетной политике, как они ведут книгу учета — на бумаге или в электронном виде. В учетной политике нужно описать, как электронная книга выводится на печать, прошнуровывается, пронумеровывается и заверяется.

Образец учетной политики на 2017 год на УСН «доходы »

Учетная политика при УСН на 2017 год «доходы минус расходы »

Объект налогообложения и способ ведения книги учета нужно указать и в том случае, когда единый упрощенный налог платят с разницы между доходами и расходами. Кроме того, в этой учетной политике нужно указать следующие данные.

Лимит основных средств. В 2017 году лимит для основных средств в налоговом учете — 100 000 руб. (п. 4 ст. 346.16 НК РФ). Формулировка может быть такой: «В составе основных средств учитывается имущество, используемое в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией, первоначальной стоимостью более 100 000 рублей».

Учет частичной оплаты основных средств. Компании на упрощенке вправе учитывать в расходах основные средства только при условии их оплаты (п. 3 ст. 346.16 , подп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Как списывать частичную оплату, в законе не прописано. Поэтому стоит закрепить эти правила в учетной политике. Тем более что с учетом расходов бывает путаница.
Так, некоторые компании полностью списывают уплаченную сумму на дату платежа. Однако это рискованно. Чиновники считают, что частичную оплату нужно списывать равномерно в течение календарного года (письмо ФНС России от 6 февраля 2012 г. № ЕД-4-3/1818).

Метод оценки товаров. Для торговых компаний с объектом «доходы минус расходы» обязательное условие учетной политики — метод оценки товаров. Компания вправе списывать товары:

  • по стоимости первых по времени приобретения товаров — метод ФИФО;
  • по стоимости единицы товаров;
  • по средней стоимости (подп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Таким образом, если у компании появилась торговая деятельность, пропишите в учетной политике один из этих методов оценки товаров. То же самое относится к ситуации, когда торговая компания изменила объект налогообложения с «доходов» на «доходы минус расходы».

НДС со стоимости товаров безопаснее учитывать в расходах после их реализации (письмо Минфина России от 27 октября 2014 г. № 03-11-06/2/54127).

Убытки и минимальный налог . Компании на упрощенке, которые применяют объект «доходы минус расходы», имеют право уменьшить налог на убыток прошлого периода (п. 7 ст. 346.18 НК РФ). Кроме того, они вправе учесть в расходах разницу между уплаченным минимальным налогом и налогом, рассчитанным в обычном порядке (п. 6 ст. 346.18 НК РФ). В обоих случаях речь идет о праве компании, которым она может и не воспользоваться. Поэтому стоит закрепить в учетной политике, что организация при необходимости пользуется этими своими правами — переносит убытки и списывает разницу между минимальным и обычным налогом.

Уменьшить налог можно только на убытки, полученные в период, когда компания применяла упрощенку с объектом «доходы минус расходы». Убытки за период, в котором компания платила налог с доходов или применяла общую систему, не учитывайте при расчете налога на упрощенке (письмо Минфина России от 14 июля 2014 г. № 03-11-06/2/34135).

Образец учетной политики при УСН «доходы минус расходы » на 2017 год