Все о тюнинге авто

Государственное регулирование в отрасли. Государственное регулирование туристской отрасли. Наличие регулирования отрасли со стороны государства

Промышленное производство всегда являлась ведущей сферой экономических интересов государства, так как именно эта сфера обеспечивает общественные и индивидуальные потребности в промышленной продукции. В силу чего особое значение приобретают вопросы организации управления промышленным производством в рыночных условиях.

Российское федеральное законодательство последних лет содержит обширный нормативно-правовой материал, на основе которого строится государственное управление промышленностью. Сюда можно отнести: закон “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”, закон “О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации” и другие нормативные акты. Основы этой деятельности определяет Конституция РФ, которая относит к ведению федеральных органов власти и управления:

Формирование федеральных программ экономического (включая промышленное) развития;

Установление правовых основ единого рынка;

Управление федеральной негосударственной собственностью;

Федеральные энергетические системы, ядерную энергетику и оборонное производство.

К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов относительно разграничение государственной собственности (в том числе и в сфере промышленного производства). Вне этих пределов субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти (ст. 71 Конституции РФ). Соответственно Правительство РФ осуществляет управление федеральной собственностью в сфере промышленного производства (ст. 114 Конституции РФ).

Оно учреждает государственные промышленные корпорации, концерны, акционерные общества, утверждает их уставы и формирует их руководство, определяет первоначальный состав советов директоров, особенности приватизации государственных предприятий, организует управление казенными (государственными) промышленными предприятиями, решает вопросы конверсии и т.д. Оно же ведает вопросами промышленной политики, реформы предприятий, развития малого и среднего предпринимательства.

Органы исполнительной власти субъектов РФ решают широкий комплекс проблем, относящихся к регулированию деятельности промышленных объектов, отнесенных к их собственности в тесном взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти. Вместе с тем функционируют и специальные органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление соответствующими отраслями промышленного производства как на федеральном, так и на региональном (территориальном) уровнях.

Управляющее воздействие со стороны государства на промышленность и ее отрасли все в большей степени приобретает характер общего регулирования. Сфера полномочий непосредственного управления (распорядительство) резко сокращена. Даже в отношении объектов военно-промышленного комплекса (ВПК) государство действует уже не как безраздельный собственник, а скорее в качестве контрольно-надзорной инстанции, определяя основы федеральной политики развития соответствующих отраслей и контролируя ее реализацию.

Поэтому основой механизма государственного управления промышленностью сегодня являются регулирование, координация и контроль (надзор) по текущим направлениям развития отечественного промышленного производства независимо от формы собственности предприятий. Тут следует учитывать и то, что масштабная приватизация привела к тому, что в промышленности частный (акционерный) сектор экономики стал преобладающим.

Показатели соотношения предприятий государственного и негосударственного сектора в Российской Федерации в 1992-97 гг.

* на момент завершения чековой приватизации в России

Источник: Управление государственной собственностью / Под ред. В.И.Кошкина, В.М.Шупыро. - М: ИНФРА-М, 1997. - с.64.

Органы государственного управления отраслями промышленности . В настоящее время управление промышленностью сосредоточено в трех федеральных министерствах: в Министерстве экономики РФ, в Министерстве топлива и энергетики РФ и в Министерстве по атомной энергии РФ.

Министерство экономики РФ наряду с общеэкономическими функциями (разработка промышленной политики, макроэкономическое регулирование и т.п.) осуществляет ряд функций в сфере государственного управления отраслями промышленного производства. В положении, утвержденном Правительством РФ 26 августа 1995 года, на него возложено проведение единой государственной политики в следующих промышленных отраслях: металлургической, химической, нефтехимической, биотехнологической, текстильной, легкой, медицинской, машиностроительной, оборонной, лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности, производства и переработки драгоценных металлов и драгоценных камней.

Минэкономики осуществляет также координацию деятельности иных федеральных органов исполнительной власти. Кроме того, Минэкономики осуществляет государственное регулирование и межотраслевую координацию:

Машиностроительных отраслей;

В химическом комплексе;

Обеспечивает реализацию федеральных программ конверсии оборонных предприятий;

Совершенствует внутриотраслевые, межотраслевые и межгосударственные кооперативные связи промышленных предприятий;

Организует работы по отраслевой стандартизации продукции и т.д.

Министерство топлива и энергетики РФ (Минтопэнерго России) на основе федерального закона “О естественных монополиях” осуществляет руководство топливно-энергетического комплексом Российской Федерации. Оно также призвано координировать деятельность предприятий и организаций электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, газификации, газоснабжения и газового хозяйства, систем нефтепродуктообеспечения и магистральных нефте-, газо- и нефтепродуктопроводов. Это особенно важно, так как в рамках топливно-энергетического комплекса сегодня действуют крупнейшие производственные объединения (акционерные общества) типа “Газпром”, ““Транснефть”, “Транснефтепродукт”, “Роснефть”, “Росуголь”, “ЕЭС России” и т.п.

Положение о Минтопэнерго утверждено Правительством РФ 27 января 1996 года. В соответствии с ним министерство осуществляет свою работу в тесном взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов РФ в целях согласования интересов топливно-энергетических отраслей и регионов. Минтопэнерго России:

Осуществляет государственную энергетическую политику;

Обеспечивает потребности народного хозяйства и населения в различных видах энергии, их использование и сбережение во всех сферах потребления;

Обеспечивает эффективное функционирование топливно-энергетического комплекса, организует разработку основных направлений его развития;

Участвует в реализации отраслевых программ демонополизации;

Осуществляет государственное регулирование деятельности предприятий ТЭК путем разработки нормативных актов, стандартов, норм и правил в сфере эксплуатации, ремонта и строительства предприятий комплекса;

Решает совместно с органами государственной власти и управления субъектов РФ, органами местного самоуправления вопросы размещения крупных предприятий топливно-энергетического комплекса.

К его функциям относится разработка и проведение государственной политики при проектировании и сооружении предприятий топливно-энергетического комплекса; обеспечение государственного энергетического надзора, государственного контроля и надзора за рациональным использованием нефти, газа и продуктов их переработки, за качеством торфа, а также государственного надзора за объектами топливно-энергетического комплекса в части обеспечения безопасности мореплавания, подводно-технических работ, эксплуатации гидротехнических сооружений и предупреждения загрязнения водной среды нефтью.

Минтопэнерго России призвано обеспечивать соблюдение требований охраны недр и других природных богатств при осуществлении предприятиями комплекса хозяйственной деятельности, а также повышение экологической безопасности действующих предприятий, вновь вводимых и реконструируемых предприятий. Оно участвует в процессе лицензирования порядка, сроков и условий освоения месторождений нефти, газа и угля, контролирует выполнение условий разработки месторождений по действующим лицензиям, разрабатывает предложения по формированию тарифов, цен на топливно-энергетические ресурсы и другую продукцию отраслей комплекса.

Минтопэнерго осуществляет государственное регулирование развития и использования сырьевой базы комплекса; разрабатывает и утверждает обязательные для всех потребителей энергетических ресурсов правила их технической эксплуатации; участвует в государственной экспертизе запасов месторождений нефти, природного газа, газового конденсата и угля; создает подразделения ведомственной военизированной охраны и т.д. Кроме того, это министерство координирует деятельность отраслевых предприятий (акционерных обществ) и совместно с ними определяет порядок управления системами энергопродуктопроводов и федеральной энергетической системой.

В структуре аппарата Минтопэнерго России функционируют департаменты:

Угольной промышленности;

Нефтяной промышленности;

Электроэнергетики;

Нефтепереработки;

Машиностроения для топливно-энергетического комплекса;

Энергоресурсосбережения;

Нефтепродуктообеспечения и топлива.

В качестве федерального органа исполнительной власти действует также Федеральная энергетическая комиссия РФ (ФЭК России), основной задачей которой является регулирование деятельности естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, а также государственное регулирование цен и тарифов на электрическую и тепловую энергию, регулирование и контроль в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировки газа по трубопроводам, услуг по передаче электрической и тепловой энергии, включая ценовое регулирование на федеральном оптовом рынке электрической энергии и оптовых цен на природный газ, осуществление контроля за соблюдением действующего законодательства. Решения и предписания ФЭК обязательны для органов исполнительной власти, а также организаций независимо от форм собственности и подчиненности.

Министерство РФ по атомной энергии проводит государственную политику в области разработки, производства и утилизации ядерных зарядов и боеприпасов в атомной энергетике, осуществляет государственное управление использованием атомной энергии, несет ответственность за состояние и развитие ядерного оружейного и энергетического комплексов Российской Федерации, обеспечивает безопасность предприятий и организаций ядерного комплекса, управляет деятельностью предприятий и организаций этого комплекса и т.д.

Отдельными отраслями промышленного производства руководят иные органы федеральной исполнительной власти и их территориальные подразделения. Так, государственные предприятия промышленности строительных материалов находятся в ведении Государственного комитета РФ по жилищной и строительной политике , который координирует и регулирует их деятельность, участвует в их приватизации, содействует созданию рынка строительных материалов, совершенствует экономические методы управления подведомственными предприятиями, участвует в их создании, реорганизации и ликвидации, утверждает их уставы, назначает руководителей и т.д.

Ряд управленческих функций и полномочий в отношении объектов промышленности осуществляет Государственный комитет РФ по управлению государственным имуществом . В соответствии с Положением, утвержденным Правительством РФ 4 декабря 1995 года, он управляет и распоряжается объектами федеральной собственности на территории Российской Федерации и за рубежом, принимает по этим вопросам нормативные акты, назначает представителей государства в органы управления акционерных обществ, акции которых закреплены в федеральной собственности, утверждает уставы федеральных унитарных предприятий и т.п. Однако в основном этот орган призван обеспечивать проведение государственной политики в области приватизации государственных и муниципальных предприятий.

Государственный контроль (надзор) в управлении промышленностью . Все органы исполнительной власти общей, межотраслевой и отраслевой компетенции в различных формах и по различным направлениям реализуют принадлежащие им контрольные и надзорные функции и полномочия. Одновременно в системе государственного управления промышленностью существуют специфические организационно-правовые формы контроля (надзора).

Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России) осуществляется в сфере промышленной безопасности, а также при реализации специальных разрешительных, надзорных и контрольных функций в соответствии с Положением, утвержденным Правительством РФ 18 февраля 1993 года. Его функции связаны с осуществлением государственного надзора за соблюдением требований по безопасному ведению работ в промышленности, устройству и безопасной эксплуатации оборудования. Госгортехнадзор устанавливает требования (правила и нормы) по безопасному ведению работ; осуществляет лицензирование отдельных видов деятельности, связанных с повышенной опасностью промышленных производств и работ.

Кроме того, Госгортехнадзор осуществляет государственный надзор в угольной, горнорудной и нерудной, металлургической, нефте- и газодобывающей, оборонной промышленности (например, за проектированием, строительством и безопасной эксплуатацией продуктопроводов), а также выдает лицензии на отдельные виды работ, связанные с повышенной опасностью промышленных производств. Ему предоставлены полномочия:

Проведение беспрепятственной проверки подконтрольных предприятий;

Дача обязательных для руководителей предприятий предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о приостановке работ, ведущихся с нарушением правил и норм безопасности;

Привлечение должностных лиц к административной ответственности;

Внесение обязательных представлений руководителям промышленных предприятий об освобождении от должности лиц, систематически нарушающих правила и нормы по безопасности работ.

Постановления Госгортехнадзора по вопросам его компетенции обязательны для исполнения объединениями и предприятиями. Свои функции и полномочия Госгортехнадзор реализует непосредственно или через образуемые региональные подразделения (округа и управления).

Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор России) – орган государственного управления, осуществляющий государственное регулирование и надзор за безопасностью производства, обращения и использования в мирных и оборонных целях атомной энергии, радиоактивных веществ и изделий с целью обеспечения безопасности персонала ядерно- или радиационно-опасных объектов и населения, защиты окружающей среды в Российской Федерации, подчиненный непосредственно Президенту РФ. Госатомнадзор России:

Устанавливает правила и нормы в области ядерной и радиационной безопасности;

Осуществляет надзор в сфере производства, обращения и использования атомной энергии, ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий при разработке, изготовлении, испытании, транспортировке, хранении и ликвидации ядерного оружия;

Проводит экспертизу безопасности ядерно- и радиационно-опасных объектов и производств;

Выдает лицензии на виды деятельности, связанные с использованием ядерно- и радиационно-опасных веществ и материалов;

Осуществляет государственную регистрацию поднадзорных объектов;

Инспектирует состояние ядерной и радиационной безопасности;

Выдает обязательные предписания об устранении нарушений правил и норм ядерной и радиационной безопасности, условий действия лицензий;

Приостанавливает работы, проводимые с нарушениями правил и требований, изымает лицензии;

Запрещает применение изделий и материалов, не обеспечивающих ядерную и радиационную безопасность и т.д.

Госатомнадзор имеет свои территориальные (региональные) подразделения – округа и инспекции. Свою деятельность он осуществляет во взаимодействии с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ).

Государственный энергетический надзор РФ осуществляет контроль за техническим состоянием и безопасным обслуживанием электрических и теплоиспользующих установок потребителей электрической и тепловой энергии, рациональным использованием энергии на предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности. Органы энергетического надзора входят в систему Минтопэнерго России. Они включают Главное управление надзора (Главгоскомэнергонадзор) и территориальные подразделения (управления или отделы). Положение о Государственном энергетическом надзоре утверждено Правительством РФ 12 мая 1993 года.

Органы государственного энергетическом надзора, систему которых возглавляет Главный государственный инспектор (начальник Главного управления Минтопэнерго России), контролируют соблюдение обязательных для всех потребителей электроэнергии и тепла правил технической эксплуатации энергетических установок и техники безопасности, а также проведение мероприятий по сбережению энергии. При осуществлении государственного энергетического надзора государственные инспектора вправе:

Давать обязательные для потребителей энергии предписания о ликвидации нарушений правил и нормативных актов;

Требовать от руководителей предприятий, организаций и учреждений немедленного отключения электрических и теплоиспользующих установок при обнаружении нарушений, которые могут привести к аварии, пожару или представлять опасность для человека;

Давать обязательные указания об отстранении от работы нарушителей правил и т.д.

Разумеется, эти контрольно-надзорные органы реализуют свои полномочия не только в промышленной сфере, но для них она наиболее существенна. Об этом же может свидетельствовать пример с Государственным комитетом РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России), положение о котором Правительство РФ утвердило 11 июля 1994 года. Госстандарт осуществляет государственное управление стандартизацией, государственное регулирование и межотраслевую координацию деятельности промышленных предприятий в сфере сертификации (удостоверение качества продукции):

Организует и проводит работы по обязательной сертификации промышленной продукции;

Осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением требований государственных стандартов, правил метрологии (единство средств измерения);

Осуществляет государственный метрологический контроль (надзор), проводит проверку и государственные испытания средств измерения.

При этом он вправе направлять предписания об устранении нарушений обязательных стандартов, о снятии с производства, прекращении выпуска и реализации товаров, изготовленных с нарушением стандартов, а также об отзыве их от потребителя. Председатель Госстандарта России является Главным государственным инспектором РФ по надзору за государственными стандартами и обеспечению единства измерений.

Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства РФ контролирует соблюдение антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации промышленных объединений и предприятий; Госкомимущество России контролирует реализацию государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий, поступление в федеральный бюджет средств от приватизации, использование по назначению и сохранность объектов федеральной собственности и т.д. Следует также отметить большое значение государственного контроля (надзора) в сфере промышленности, осуществляемого природоохранными органами.

При осуществлении функций государственного контроля (надзора) в сфере промышленного производства органы Госгортехнадзора, Госатомнадзора и др. в соответствии с Кодексом РФ “об административных правонарушениях” уполномочены на рассмотрение дел и наложение административных взысканий за нарушения, к которым относится:

Нарушение правил, норм и инструкций по безопасному ведению работ в отраслях промышленности (ст. 88);

По хранению, использованию и учету взрывчатых материалов и отраслях промышленности (ст. 89);

Расточительное расходование электрической и тепловой энергии (ст. 90) и т.п.

Штрафные санкции налагаются на виновных должностными лицами территориальных и местных инспекций, начальниками управлений округов.

Хозяйствующие субъекты в промышленности законодательством Российской Федерации подразделяются на две основные категории: казенные предприятия и акционерные общества. Существуют и частные предприятия, находящиеся в индивидуальном владении, но их количество чрезвычайно мало. В качестве казенных предприятий государство сохранило за собой собственность в стратегически важных отраслях промышленного производства.

Казенные заводы (фабрики, хозяйства) создаются в соответствии с Указом Президента РФ от 23 мая 1994 года № 1003 “О реформе государственных предприятий” на базе ликвидируемых федеральных государственных предприятий. Правительство РФ 12 августа 1994 года утвердило Типовой устав казенного завода. Казенный завод находится в ведении соответствующего федерального органа исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в отрасли.

Такой орган утверждает индивидуальный устав подведомственного казенного завода, назначает на должность его руководителя и принимает решение об осуществлении заводом самостоятельной хозяйственной деятельности. По этому поводу издается приказ (распоряжение), определяющий конкретные виды товаров (работ, услуг), на производство и реализацию которых распространяется разрешение. Типовой устав казенного завода определяет:

Цели и предмет деятельности завода;

Имущество завода, являющееся федеральной собственностью;

Основы организации его деятельности;

Систему управления заводом (назначаемый уполномоченным органом директор и его заместители, назначаемые по согласованию с утвердившим устав органом);

Основы учета, отчетности и контроля за деятельностью казенного завода;

Процедуру ликвидации и реорганизации завода (по решению Правительства РФ).

Наряду с промышленными предприятиями и объединениями государственного характера (число их сейчас незначительно) - как, например, Российской государственной корпорации по производству лесобумажной продукции, действует широкая сеть акционерных обществ. В 1993 году Правительство РФ учредило Российское акционерное общество (РАО) “Газпром” и утвердило его устав, в котором раскрывались особенности такого рода объединений. В настоящее время действует федеральный закон от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ “Об акционерных обществах”.

Акционерные общества – коммерческие организации открытого или закрытого типа. Учредительным документом акционерного общества является его устав. Общество подлежит государственной регистрации. Законодательством РФ практически не определяются формы влияния государства на деятельность акционерных обществ, что создает впечатление об их полной автономии, что неверно.

Государственный надзор за деятельностью промышленных предприятий осуществляется органами исполнительной власти и их представителями по вопросам финансов, экологии и т.п. Иначе говоря, во всех случаях, когда устанавливаются правила, обязательные для хозяйствующих субъектов любой формы собственности. Не определена в законе и ответственность акционерных обществ перед государством. О конкретных целях, задачах и предметах деятельности акционерных обществ можно судить на примере РАО “Газпром”, которое на договорной основе:

Обеспечивает снабжение потребителей газом, газовым конденсатом, продуктами переработки нефти;

Обеспечивает поставки газа за пределы России по межгосударственным и межправительственным соглашениям;

Строит и финансирует газопроводы-отводы высокого давления;

Получает лицензии на разведку и разработку месторождений, а также на экспорт продукции;

Контролирует функционирование единой системы газоснабжения и т.д.

Правительство РФ оказывает определенное воздействие на акционерные общества. Так, было принято постановление “О государственной поддержке акционерного общества “Горьковский автомобильный завод”; для представления интересов государства по принадлежащим государству пакетам акций в РАО “ЕЭС России” оно назначило своих представителей; принято специальное постановление “О мерах по обеспечению государственного управления закрепленной в федеральной собственности акциями РАО “ЕЭС России”, которым была образована коллегия представителей государства, предложившая круг вопросов для повестки ближайшего собрания акционеров; принимаются решения об утверждении уставов акционерных обществ (например, открытого АО “Нефтяная компания “Роснефть”) и т.п.

Очень актуальной в последнее время стала проблема несостоятельности промышленных предприятий. Для решения такого рода вопросов образована Федеральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению . Основная цель этого органа – создание организационных, экономических и иных условий реализации актов о несостоятельности государственных предприятий. Управление проводит государственную политику, направленную на предотвращение несостоятельности предприятий; представляет интересы государства при решении вопросов, связанных с возбуждением производства по делам о несостоятельности; оказывает помощь предприятиям, имеющим признаки несостоятельности.

Эта федеральная служба выступает уполномоченным представителем собственника государственного предприятия; принимает решение о направлении предприятием-должником заявления в арбитражный суд о возбуждении производства по делу о несостоятельности; участвует в приватизации неплатежеспособных государственных предприятий; осуществляет руководство своими территориальными органами и т.п.

Федеральная служба по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению вправе принимать решения о необходимости санации (недопущения банкротства) предприятий; участвовать в осуществлении контроля за использованием средств на поддержку предприятий; издавать обязательные для исполнения акты по вопросам, отнесенным к ее ведению и т.п.

Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 года “О мерах по реализации законодательных актов о несостоятельности (банкротстве) предприятий” определено, что Федеральная служба представляет интересы собственника при решении вопросов о несостоятельности в отношении федеральных государственных предприятий, а также предприятий и организаций, в капитале которых имеется доля (вклад) Российской Федерации. На нее также возложено рассмотрение финансового состояния предприятий и принятие решения о проведении обязательной приватизации федеральных государственных предприятий, являющихся неплатежеспособными; принятие обязательного для предприятия-должника решения о внесении им в арбитражный суд заявления о возбуждении производства по делу о несостоятельности.

В случае неподачи такого заявления предприятием, Федеральная служба сама обращается в арбитражный суд с ходатайством о признании предприятия-должника банкротом. Кроме того, она определяет условия участия уполномоченных государственных органов в проведении санации предприятия-должника, вносит в арбитражный суд заявление об открытии конкурсного производства.

Управление промышленностью в Омской области . На федеральном уровне государственное регулирование в сфере промышленного производства Омской области, как уже говорилось выше, осуществляется территориальными подразделениями федеральных органов. Практически все они представлены на территории области . Часть из этих органов делегировали свои функции подразделениям Администрации Омской области.

Вместе с тем, Администрация Омской области и на региональном уровне достаточно активно проводит государственное регулирование в сфере промышленного производства. Одна из причин этого заключается в том, что именно промышленные предприятия формируют большую часть областного и местного бюджетов. Эта деятельность осуществляется по следующим направлениям:

Разработка региональных программ и проектов развития промышленного производства;

Предоставление налоговых льгот и гарантий инвесторам, вкладывающим средства в развитие промышленного производства;

Содействие развитию внешнеэкономических связей омских предприятий и представление продукции омских предприятий за рубежом;

Размещение регионального заказа на продукцию омских промышленных предприятий;

Долевое участие в развитии на территории области рыночной инфраструктуры (строительство международного аэропорта, газификация и др.).

Для решения текущих задач по управлению и развитию промышленного производства в Администрации Омской области создан целый ряд комитетов: Экономический комитет, Комитет по промышленности, Комитет по газификации, Комитет по внешнеэкономической деятельности и т.д.

При этом функции, связанные с надзором и контролем в сфере промышленного производства, концентрируются в территориальных подразделениях федеральных структур. Тогда как функции, связанные с непосредственным стимулированием и развитием промышленности, делегированы федеральным центром на региональный уровень.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Сформулируйте основные принципы государственного управления промышленным производством на федеральном уровне.

2. Покажите на примере любого омского предприятия, как федеральные органы управления влияют на его деятельность.

3. Обоснуйте, почему непосредственное стимулирование развития промышленного производства передано федеральным центром именно на региональный уровень.

1. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. – М.: ЗЕРЦАЛО, 1997.

2. Грузинов В.П., Максимов К.К., Эриашвили Н.Д. Экономика предприятия: Учебник для вузов. - М.: Банки и биржи; ЮНИТИ, 1998.

3. Эффективность государственного управления. / Под ред. С.А Батчикова., С.Ю.Глазьева - М.: Консалтбанкир, 1998.

Нормативно-правовые акты и документы:

1. Федеральный закон от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ "Об акционерных обществах". // Справочная правовая система "Гарант". - М.: НПП "Гарант-сервис", 1999.

2. Указ Президента РФ от 23.05.1994 г. № 1003 "О реформе государственных предприятий". // Справочная правовая система "Гарант". - М.: НПП "Гарант-сервис", 1999.

3. Постановление Главы Администрации (Губернатора) Омской области от 08.04.1997 г. № 147-п "О прогнозе социально-экономического развития Омской области на 1997-2000 гг. и о среднесрочном плане действий Администрации на период до 2000 г.". // Справочная правовая система "Гарант". - М.: НПП "Гарант-сервис", 1999.


На территории Омской области действует около 20 территориальных подразделений федеральных органов, так или иначе влияющих на промышленное производство.

Предыдущая

Сфера материального производства - важнейший объект государственного регулирования. К материальному производству относится совокупность отраслей, производящих средства производства и предметы потребления и оказывающих услуги производственного характера. Оно составляет основу жизни людей, создает условия для развития непроизводственной сферы - здравоохранения, просвещения и т.д. . Чем эффективнее труд в материальном производстве, тем выше уровень развития экономики, больше национальный доход. В отраслях материального производства создается продукт (промышленность, сельское хозяйство, строительство) или увеличивается стоимость произведенного продукта (транспорт, связь и др.).

Производство материальных благ возможно в различных организационных формах трудового процесса и типах предприятий и имеет, как правило, предпринимательский характер, т.е. является инициативным, самостоятельным и направлено на получение прибыли. Предпринимательство с привлечением наемного труда имеет форму предприятия, а без использования наемного труда - индивидуальной трудовой деятельности.

Предпринимательская деятельность (граждан и юридических лиц) осуществляется на свой риск с имущественной ответственностью в пределах, определенных организационно-правовой формой.

Предпринимательская деятельность осуществляется собственником имущества или управляющим, которому собственник предоставляет право хозяйственного ведения на основе договора (контракта). Необходимым условием предпринимательской деятельности являются ее государственная регистрация, соответствие законодательству и требованиям рынка .

Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность, регистрируются в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица. К предпринимательской деятельности граждан применяются правила, регулирующие деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями. К индивидуальному предпринимателю может быть применен режим банкротства, если он не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с предпринимательской деятельностью.

Частное предпринимательство базируется на частной собственности на обособленное имущество и осуществляется в форме зарегистрированной в установленном порядке организации (общества или товарищества). Уставный капитал организаций образуется из вкладов участников; произведенное и приобретенное в процессе деятельности имущество принадлежит ей на праве собственности .

Коллективное предпринимательство осуществляется в форме кооперативов. Производственный кооператив составляет добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном участии и объединении имущественных паевых взносов.

Государственное предпринимательство организуется на основе использования имущества, находящегося в государственной (муниципальной) собственности. Организационной формой государственного предпринимательства являются унитарное предприятие, участие в деятельности хозяйственных обществ и товариществ, соглашения о разделе продукции.

Предпринимательство служит движущей силой экономики. Предприниматели организуют производство и сбыт, создают рабочие места, обеспечивают долгосрочную жизнеспособность предприятия, платежами в бюджет укрепляют финансы государства. Предприниматели нужны обществу, но и предпринимателям нужно государство, его поддержка и защита на внутреннем и внешнем рынках.

С начала экономических реформ государство проводит политику регулирования предпринимательства, чтобы создать миллионам граждан благоприятные условия для проявления инициативы и установить цивилизованные отношения между деловым миром и обществом. Государственное регулирование предпринимательства включает как поощрительные, так и контрольно-ограничительные меры, обеспечивающие соблюдение субъектами рынка определенных «правил игры», без которых ни какое хозяйствование невозможно. Государство регулирует как малый бизнес, так и крупные монополии .

В условиях рынка предприятия осуществляют расширенное воспроизводство за счет собственных доходов, инвестиционных счетов, аккумулирующих средства для накоплений. Государство воздействует на воспроизводственные процессы преимущественно косвенными методами (налоги, процентные ставки, производственные заказы и др.). Вместе с тем оно оказывает в различных формах и прямую финансовую поддержку в соответствии с избранными приоритетами развития.

Выбор приоритетов подчиняется общеэкономической стратегии, спросу и конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках. Наиболее общим приоритетом является обрабатывающая промышленность по сравнению с вывозом сырья, которое целесообразнее перерабатывать на месте. Исходя из этого, точками роста являются космос, авиастроение, нефтегазодобыча, дорожное строительство. Легкая промышленность, сельское хозяйство, малый бизнес могут развиваться на рыночной основе при эффективном кредитовании.

Средства республиканского бюджета предоставляются предприятиям, кроме предприятий с иностранными инвестициями, через государственные органы исполнительной власти, администрации субъектов РБ, банки и другие юридические лица, являющиеся агентами Правительства РБ.

Правительство РБ предоставляет также государственные гарантии (в рамках предела внутреннего долга) белорусским инвесторам под заемные средства в качестве страхования рисков проектов, кредитуемых банками. Это позволяет небольшими суммами поддерживать сразу множество проектов. На помощь государства могут рассчитывать те предприятия, которые не нарушают антимонопольное законодательство, не завышают издержки и цены, оплату труда, не снижают искусственно выпуск продукции, гарантируют получение дополнительных доходов .

Для государственной финансовой поддержки формируется бюджет развития как составная часть государственного бюджета, предназначаемая на капитальные расходы. Объемы денежных средств, направляемых в бюджет развития, устанавливаются законом о государственном бюджете на очередной финансовый год. Денежные средства бюджета развития аккумулируются на специальных счетах органов государственного казначейства.

Министерство экономики и торговли РБ проводит анализ, оценку и отбор инвестиционных проектов для предоставления денежных средств и государственных гарантий, обеспечивает согласованное финансирование инвестиционных проектов за счет средств инвесторов и средств, выделяемых из бюджета.

Предоставление средств осуществляется при условиях:

* более высокого уровня отдачи в республиканский бюджет на каждый рубль предоставляемых средств и гарантий по сравнению с другими инвестиционными проектами;

* наличия у заемщика собственных средств в размере не менее 20% полного объема финансирования проекта, а по крупным инвестиционным проектам (не менее 50 млн долл.) - не менее 10% указанного объема;

* разделения риска государства с частным капиталом (наличия у инвестора средств, не покрытых государственной гарантией, соинвесторов и кредиторов).

Выделение средств осуществляется в двух формах: а) кредитование отобранных на конкурсах инвестиционных проектов; б) прямые инвестиции в имущество коммерческих организаций при соответствующем увеличении доли государства в их уставных капиталах. Для каждого инвестиционного проекта разрабатывается индивидуальная схема его финансирования, в том числе график перечисления денежных средств, обеспечения их и возвратности. Правительство РБ может передавать органам исполнительной власти право проведения инвестиционных конкурсов Бюджета развития по отдельным категориям проектов .

Перспективной также является санация предприятий путем капитализации бюджетных долгов в их уставные капиталы. Это позволяет сосредоточить в руках государства 60-70% акций крупных предприятий. Впоследствии они могут быть переприватизированы под жесткую контролируемую программу инвестиций и гарантии занятости.

Местные органы могут влиять на развитие производства предоставлением налоговых льгот в пределах своей компетенции. На пример, в РБ сельское хозяйство освобождаются от уплаты местных земельных налогов, хозяйствующий субъект сам вправе выбирать систему налогообложения и др.

Для выявления предприятий - претендентов на оказание первоочередной государственной поддержки проводится анализ их финансово-экономического положения.

Предприятия ранжируются по показателям объема выпуска, доли на соответствующем товарном рынке, балансовой стоимости основных фондов, рентабельности, численности и доли занятых на предприятии от всей численности населения города, поселка, уровня развития производственной и социальной инфраструктуры, кредиторской и дебиторской задолженности. Органы исполнительной власти распределяют их на группы к зависимости от величины производственных фондов и уровня спроса на выпускаемую продукцию. Предприятия первой группы (износ ниже среднеотраслевого, высокий стабильный спрос) не могут быть претендентами на получение первоочередной государственной поддержки; предприятия четвертой группы (износ выше среднеотраслевого, спрос пониженный) подлежат выводу из числа действующих ввиду их неэффективности.

По предприятиям второй и третьей групп оценивается целесообразность и возможность проведения диверсификации, конверсии, введения новых методов управления, сокращения дебиторской задолженности, продажи незавершенных объектов и других мер для восстановления платежеспособности. Таким образом в РБ происходит государственное регулирование отраслей материального производства .


Современный промышленный комплекс России формировался в условиях централизованного управления экономикой. В этот период основные цели его развития устанавливались директивно. Гиперторофированный характер получила тяжелая промышленность и оборонный комплекс. Отрасли и предприятия, производящие потребительские товары развивались медленнее. Из-за нерациональной структуры экономики прирост валового общественного продукта составил в 1976-1980 гг. 4,2%, в 1981-1985 гг. - 3,3%, в 1986-1989 гг. - 2,8%. Прирост национального дохода, использованного на потребление и накопление, составил соответственно 3,3%, 3,0% и 2,8%\". Объемы производства не соответствовали потребностям, что проявлялось в дефиците товаров. Их качество значительно уступало зарубежным. Все это говорит о несоответствии системы управления экономикой потребностям общества. Вместе с тем, полностью отрицать попытки рационализации управления на основе научного подхода к формированию промышленной политики и отраслевой структуры производства было бы неверно. Так отраслевая структура производства регулировалась межотраслевым балансом. В 70-80 гг. XX века делались попытки сократить долю накопления в национальном доходе, предпринимались меры по развитию производства товаров народного потребления на оборонных предприятиях. Многое делалось по внедрению экономических методов управления и развертыванию хозяйственного расчета. Но все они не затрагивали основ централизованного управления, структуры экономики и не преследовали целей проведения радикальных мер, объективные предпосылки для которых созрели.
Вместе с тем первое десятилетие рыночных преобразований показало, что предоставленное само себе промышленное производство без государственного регулирования стагнирует. Исключение ныне составляют энергетические, сырьевые и некоторые другие отрасли, работающие на экспорт. Одновременно потребление производимых ими товаров на внутреннем рынке сократилось. Теоретически возможна структурная перестройка промышленности на основе исключительно рыночных механизмов. Однако на это потребуется достаточно длительное время. Россия по социальным и экономическим причинам не может пойти на такой вариант.
В настоящее время рыночные структуры в России не заинтересованы в долговременных инвестициях. Государственные инвестиции сократились. Идет хищническая эксплуатация созданной ранее производственной базы и природных ресурсов. Интересы крупного бизнеса не совпадают с интересами государства и общества. Поэтому структурная перестройка на рыночных условиях сначала ведет к стагнации невостребованного рыночной системой или неконкурентоспособного промышленного потенциала и затем к его медленному обновлению. Но этому препятствует недостаток инвестиций и международная конкуренция, что выражается в низких темпах развития экономики и повышения уровня жизни населения. Решение социальных проблем России требует проведения более эффективной экономической и промышленной политики.
Для сокращения периода экономической трансформации необходимо активное использование государственного регули- рования. Содержание управления промышленностью в современных условиях существенно либерализовано. Но экономические условия ее функционирования создаются государством. Оно формирует и промышленную политику. Методы государственного регулирования широко используются развитыми странами, особенно в периоды экономических спадов и кризисов. В их основе лежит разработка стратегии развития национальной промышленности, изучение внутренних и внешних рынков, эффективная с позиций государства утилизация природных ресурсов, использование и обновление технологического потенциала на основе стимулирующих экономических механизмов, и прямого финансирования крупных государственных инвестиционных программ.
Промышленное производство является основным источником создания ВВП, товарной массы для внутреннего потребления и экспорта. Доля промышленности при стабильно развивающейся экономике составляет в ВВП около 40%. В экономике СССР конца 80-х гг. она достигала около 60%. На предприятиях промышленности в период стабильного развития экономики занято, около 40% трудоспособного населения. Поэтому главная задача правительства состоит в сохранении, развитии и оказании поддержки отечественной промышленности. Исходя из объемов и роли в формировании ВВП, бюджета и занятости, в экономической политике России промышленность должна быть основным приоритетом.
Это не было соблюдено при переходе России к рыночной экономике. Перерабатывающая промышленность наиболее пострадала от экономического кризиса. За период 1990-1998 гг. спад промышленного производства составил более 60%, в том числе, в машиностроении более 80%. В 2000-2001 гг. наметилось оживление отечественной промышленности, но его темпы составляют 3,5-4% от достигнутого уровня. В 2002 г. прогнозируются темпы роста промышленности в 4%. Это составляет к уровню 1990 года около 1,5%. Если учесть масштабы экономического спада, можно утверждать, что потенциальные возможности промышленного потенциала используются недостаточно.
Промышленность России находится в таком состоянии, что ее самостоятельное возрождение невозможно. В период промышленного спада необходимы стимулирующие меры государственной поддержки и регулирования, разработка и проведение целенаправленной государственной промышленной политики, оптимально учитывающей сложившиеся экономические отношения, перспективные интересы России и участие в международном разделении труда.
Государственное регулирование (особенно сегодня) - главный фактор развития промышленности. Но выбор его направлений, оценка затрат и результатов в современных условиях должны строиться на рыночных механизмах. С их помощью необходимо реализовать принципы эффективности и увеличения объемов реализации, воспроизводственной направленности и эффективности инновационно-инвестиционной деятельности, социальных результатов и экологических ограничений.
В настоящее время система государственного управления России переходит от прямого управления к экономическим механизмам, создающим условия для самонастраиваемости производственных и реализационных процессов. В основу стратегии развития промышленности положен переход к рыночным методам регулирования, которые могут быть эффективно реализованы при соответствующей им маркетинговой концепции развития промышленности.
Основным функциональным звеном в рыночной экономике выступают промышленные предприятия. Все регулирующие воздействия призваны ориентироваться на поддержку и стимулирование их эффективной деятельности. Иными словами, государственное регулирование осуществляется для проведения общей эффективной промышленной политики на товарных рынках, для создания условий эффективного функционирования предприятий, адаптировавшихся к рыночным условиям. Оно необходимо также для селективной поддержки отраслей и предприятий товарной специализации промышленности России, создающих базу для экономического роста, удовлетворения перспективных внутренних и экспортных потребностей России в товарах и услугах. Эти потребности могут удовлетворяться непосредственно на основе производства и реализации потребляемых на внутреннем рынке товаров или через товарообмен на внешних рынках.
Национальная промышленность призвана успешно конкурировать с импортом. Для такой страны, как Россия, положительное сальдо внешнеторгового баланса должно формироваться не только на основе экспорта продукции энергетических и добывающих отраслей, но и с учетом развития экспорта продукции перерабатывающей промышленности производственного и непроизводственного назначения, втом числе, по отраслям промышленности, создающим наукоемкую продукцию.
Промышленная политика охватывает развитие всего товарного производства, но его участники находятся на различной ступени использования рыночных механизмов. Поэтому методы экономического воздействия на них должны быть неодинаковы. Для полностью адаптировавшихся к рыночным условиям необходимо создание общих экономических условий развития. Находящимся в депрессии нужна селективная поддержка в зависимости от их народнохозяйственной значимости.
Государственная долгосрочная программа развития промышленности, реализующая промышленную политику, должна осуществляться государственной комиссией при участии Министерств экономического развития и торговли, промышленности и науки, финансов. Важно также привлечь крупные промышленные корпорации и ресурсообеспечивающие производственные системы. Программа должна рассматриваться Правительством РФ и одобряться Государственной Думой, которые и осуществляют контроль за ее выполнением.

Еще по теме Государственное регулирование развития промышленности:

  1. 11.2 Межгосударственное регулирование общественной полезности транснациональных компаний
  2. Межгосударственное регулирование международных экономи-ческих отношений.
  3. 6.3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ В ОБЛАСТИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  4. Государственное регулирование инвестиционной деятельности
  5. Государственное регулирование занятости и рынка труда
  6. Государственное регулирование развития промышленности
  7. Государственное регулирование устойчивого развита АПК
  8. 2. Государственное регулирование регионального развития
  9. Государственное регулирование страховой деятельности
  10. 1.1. Государственный кредит как экономическая категория. Государственное регулирование экономики и государственный кредит
  11. § 3. Государственное регулирование отношений интеллектуальной собственности

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство -

Пояснительная записка к Контрольной точке № 3

Определение характерных черт рыночной и плановой экономики в экономической системе

(установление действующего процентного соотношения между рынком и планом )

Ответ на этот вопрос должен быть сведен к заполнению Таблицы 1.

Таблица 1.

Первичные данные для определения характерных черт рыночной и плановой экономики в экономической системе

Отрасль Доля отрасли в системе хозяйствования, % от ВВП Доля занятых в отрасли от общего числа занятых в экономике, % Наличие регулирования отрасли со стороны государства да / нет Описание действующей формы конкуренции в отрасли
Агропромышленный комплекс
Легкая промышленность
Топливно-энергетический комплекс
Химико-лесной и металлургический комплекс
Строительство
Машиностроительный комплекс
Военно-промышленный комплекс
Транспорт и связь
Другие отрасли сферы услуг

Отрасль

Список отраслей формируется, исходя из структуры народного хозяйства конкретной экономики. Представленный список, возможно, не является полным. По ходу выполнения контрольной работы Вы должны будете сформировать свой список по отраслям на основе полученных данных об экономике.

Доля отрасли в системе хозяйствования

Оценка отрасли в данном случае делается на основе показателя «ВВП по секторам (отраслям) экономики». Общая логика: даны данные по объему ВВП страны (принимаем как общее для всех отраслей) ® каждая отрасль производит некий объем продукции (также дано в денежном выражении) ® далее определяем, какой процент составляет эта часть в общем объеме ВВП страны, то есть % от ВВП. Это позволит определить какое именно место (по масштабу) занимает отрасль в экономике страны.

Преобладающий вид собственности

Так как речь идет об оценке соотношения между рынком и планом, то есть насколько система саморегулируема (децентрализована) или централизована, то мы устанавливаем соотношение по двум формам собственности: частной и государственной. ТОЛЬКО ПО НИМ!!! Никой личной, интеллектуальной и даже общественной не должно быть в изложении, даже если Вы можете их выявить по ходу описания системы (просто оставляете их без внимания).

Как выявить соотношение? Возможно, по отраслям будет изначально дано процентное соотношение частной и государственной собственности. Также, возможен вариант, указания процента государственных предприятий (они функционируют на базе государственной собственности) в общем объеме предприятий отрасли (тоже принимают за эквивалентный процент государственной собственности).

Доля занятых в отрасли от общего числа занятых в экономике

Скорее всего, будет указана численность занятых к абсолютных числах (то есть в тыс. человек). В этом случае алгоритм таков: если изначально не дана общая численность занятых в экономике, то суммируете все абсолютные величины по отраслям, то есть 100% занятых ® рассчитываете какой процент (долю) в общей численности составляет число занятых в конкретной отрасли ® после заполнения всей таблицы Вы сможете понять к какому сектору экономики относится та или иная отрасль, следовательно сможете найти, какая доля занятых приходится на частный и государственные сектора ® одна из характеристик для искомого соотношения рынок – план.

Наличие регулирования отрасли со стороны государства

Важно помнить, что государственное регулирование можно разделить на два вида: прямое и косвенное. При ответе на данный вопрос в таблице «да» в скобках необходимо указать вид регулирования с разъяснением. Например, да (прямое, 63% спроса в данной отрасли формируется за счет государственного заказа).

Методы прямого воздействия предполагают такое регулирование со стороны государства, при котором поведение экономических субъектов основано не на самостоятельном выборе, а на четких предписаниях государства. Они предполагают прямое подчинение предприятий государству. К числу прямых методов относят: государственный заказ (если > 25% государственного заказа в системе спроса, то отрасль уже регулируема), целевые программы, огосударствление экономики (расширение масштабов государственной собственности), управление государственной собственностью и законотворчество.

Организационная структура управления и регулирования в от­расли связи представляет собой иерархическую систему, основан­ную на подчиненности субъектов управления низшего звена выс­шему, которое в свою очередь является объектом управления со стороны органа более высокого уровня. Все органы управления и регулирования в своей деятельности руководствуются Конституци­ей Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановле­ниями Правительства России, международными договорами и дру­гими нормативными и законодательными актами по вопросам свя­зи и информатизации. Схема организации управления и регулиро­вания взаимоувязанной сетью связи страны показана на рис. 2.1.

В соответствии с законодательством Правительство Россий­ской Федерации как высший федеральный орган исполнительной власти обеспечивает общее управление всей экономической сис­темой, включая отрасль связь, на основе установления приорите­тов и стратегических направлений развития страны на конкретном этапе ее развития. Управляющие воздействия формулируются в виде соответствующих постановлений, направленных на коорди­нацию деятельности всех управляемых подсистем по наиболее эффективному решению задач экономического развития в конкрет­ном временном интервале.

Государственный комитет Российской Федерации по связи и информатизации (Госкомсвязи России) является федеральным органом исполнительной власти, который проводит государствен­ную политику и осуществляет управление Взаимоувязанной сетью связи страны, несет ответственность за ее состояние и дальней­шее развитие. Задачами Госкомсвязи России являются:

Разработка предложений и реализация основных направлений и приоритетов развития и совершенствования связи и информатизации,

Повышение ее качества, доступности и устойчивости функ­ционирования;

Регулирование деятельности, направленной на более полное удовлетворение потребностей органов государственной власти, местного самоуправления, юридических и физических лиц в услу­гах связи и информатизации;

Проведение государственной политики, направленной на огра­ничение монополистической деятельности в области связи, и со­действие развитию предпринимательства и конкуренции в сфере предоставления услуг связи и информатизации.

К основным функциям Госкомсвязи России относятся:

Подготовка программ развития инфраструктуры связи и ин­форматизации, разработка концепций и схем развития и размеще­ния средств связи и систем информатизации на территории страны;

Разработка нормативно-законодательной базы деятельности ВСС России, являющейся обязательной для всех пользователей и производителей услуг связи независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;

Межотраслевая координация в области электрической, почто­вой связи и информатизации и организация государственной экс­пертизы проектной документации на строительство сетей связи, присоединяемых к сети связи общего пользования;

Осуществление выдачи юридическим и физическим лицам ли­цензий на операторскую деятельность в области связи и информа­тизации, ведение учета лицензиатов и организация контроля за со­блюдением лицензионных условий;

Сертификация технических средств связи, используемых на сетях связи общего пользования (кроме средств, применяемых на сетях специального назначения), а также услуг связи, производи­мых операторами, имеющими соответствующие лицензии Госком­связи России;

Участие в разработке и реализации инвестиционной политики в области связи и информатизации;

Разработка прогнозов развития средств и услуг связи и ин­форматизации;

Обобщение и распространение положительного опыта дея­тельности организаций связи и информатизации в условиях ста­новления рыночных отношений, оказание им необходимой кон­сультативной, организационной и методической помощи;

Осуществление непосредственного управления подведомст­венными государственными предприятиями и учреждениями, включая организацию работы по совершенствованию экономиче­ских аспектов деятельности, бухгалтерского учета, статистической отчетности и финансированию бюджетных организаций связи;

Организация государственного надзора за средствами и сетя­ми связи и системами информатизации;

Представление и защита интересов Российской Федерации в международных организациях в качестве администрации связи и информатизации России.

Госкомсвязи России возглавляется Председателем, имеющим заместителей, назначаемых Правительством Российской Федера­ции. Наиболее важные вопросы деятельности отрасли рассматри­ваются на коллегии, в состав которой, наряду с председателем Ко­митета и его заместителями, входят руководящие работники аппа­рата управления, представители других федеральных органов исполнительной власти, ведущие специалисты и ученые.

Для осуществления своих функций и полномочий в структуре Госкомсвязи России организованы специальные подразделения, регулирующие эксплуатационную деятельность, и общесистемные подразделения, функциями которых является решение общеот­раслевых задач. К первой группе относятся управление электриче­ской связи, управление почтовой связи, управление радио, телеви­дения и спутниковой связи, управление подвижной и беспроводной электросвязи.

В группу общесистемных подразделений входят управление экономической и инвестиционной политики, управление организа­ции лицензионной работы, управление сертификации средств и ус­луг связи, управление международного сотрудничества, научно-техническое управление и охраны труда, управление кадров и учебных заведений и др.

Для рассмотрения и разработки предложений по внедрению достижений отечественной и зарубежной науки, техники, техноло­гии, передовых методов организации и управления производством в рамках Госкомсвязи России действует научно-технический совет (НТС). На его заседаниях заслушиваются результаты работы науч­но-исследовательских и проектных институтов связи, положитель­ный опыт работы предприятий и акционерных обществ по совер­шенствованию инновационной, эксплуатационной и экономической деятельности, которые оформляются решением НТС и носят реко­мендательный характер для всех операторов связи, объединенных в сеть общего пользования.

При Госкомсвязи России созданы три комиссии, каждая из ко­торых на коллегиальной основе осуществляет координацию работ по реализации государственной политики в важнейших сферах деятельности связи и информатизации. Государственная комиссия по электросвязи (ГКЭС) координирует работы в области развития федеральных и иных сетей, образующих взаимоувязанную сеть связи Российской Федерации. Государственная комиссия по ра­диочастотам (ГКРЧ) организует работы по распределению и использованию радиочастотного спектра и обеспечению электромаг­нитной совместимости радиоэлектронных средств, выпускаемых национальными и зарубежными производителями. Государствен­ная комиссия по информатизации (ГКИ) координирует работы в об­ласти создания и развития сетей и систем информатизации, созда­ния рынка информационных услуг и единого информационного пространства страны.

В состав указанных комиссий, которые возглавляются предсе­дателем Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации, наряду с руководящими работниками Госкомсвязи, входят представители таких федеральных органов управления, как Министерство экономики Российской Федерации, Министерство антимонопольной политики и поддержки предприни­мательства, Государственный комитет по стандартизации, метро­логии и сертификации, силовых министерств и ведомств, Россий­ской академии наук. Таким образом деятельность комиссий носит межведомственный характер, а их решения являются обязатель­ными для всех физических и юридических лиц, являющихся произ­водителями и пользователями услуг связи.

Кроме того, в рамках Госкомсвязи России действуют лицензи­онные и сертификационные комиссии, комиссии по экспертизе проектов развития связи и информатизации, обеспечивающие ко­ординацию работ в соответствующей сфере деятельности.

Особое место в структуре управления Взаимоувязанной сетью связи занимает служба Государственного надзора за связью в Рос­сийской Федерации (Госсвязьнадзор России). Она представляет собой единую систему надзорных органов и состоит из Главного управления государственного надзора за связью при Госкомсвязи России и подчиненных ему региональных (областных, краевых и республиканских) управлений.

Функции Госсвязьнадзора группируются по шести основным направлениям: контрольно-надзорные, разрешительные, запрети­тельные, международно-правовой защиты частотных присвоений, принудительные и регулирующие. Главными задачами государст­венного надзора за связью в Российской Федерации являются:

Контроль за соблюдением законов, постановлений Правитель­ства РФ, нормативных документов и предписаний в области связи;

Контроль за состоянием сетей и средств электрической и поч­товой связи, за предоставлением потребителям услуг связи только по лицензиям, выданным в установленном порядке, и в соответст­вии с установленными нормами качества;

Радиоконтроль за параметрами излучений радиоэлектронных средств;

проведение (совместно с ГКРЧ) технической политики исполь­зования радиочастотного спектра, планирование, назначение и учет рабочих частот, выдача разрешений на производство, ввоз из-за границы, реализацию, проектирование, строительство и исполь­зование радиоэлектронных средств, обеспечение их электромаг­нитной совместимости;

Контроль за применением на сетях и сооружениях связи обо­рудования, прошедшего сертификацию в установленном порядке;

Проведение экспертизы вновь вводимых в эксплуатацию сетей электрической, почтовой связи и электронных средств на соответ­ствие требованиям нормативных документов и выдача разрешений на их эксплуатацию;

Обеспечение проведения с администрациями связи иностран­ных государств мероприятий по координации частотных присвое­ний радиоэлектронным средствам Российской Федерации и зару­бежных стран.

Объектами контроля и разрешительной деятельности службы в соответствии с возложенными на нее задачами являются органи­зации и учреждения, независимо от форм собственности и ведом­ственной принадлежности, а также физические лица, предостав­ляющие услуги почтовой и электрической связи.

Из приведенной на рис. 2.1 схемы видно, что компетенция Го­сударственного комитета Российской Федерации по связи и ин­форматизации и созданных при нем структур распространяется на всех операторов, образующих сеть связи общего пользования, не­зависимо от их ведомственной принадлежности и форм собствен­ности.

Аналогичную роль по объектам воздействия играет Мини­стерство антимонопольного регулирования и поддержки пред­принимательства (МАП России). В его составе образован Депар­тамент по регулированию естественных монополий в области свя­зи, в компетенцию которого входит регулирование экономических аспектов деятельности операторов электрической и почтовой свя­зи, предоставляющих услуги, относящиеся к сфере естественных монополий. Основными задачами МАП России являются государ­ственное регулирование деятельности естественных монополий в области связи с целью соблюдения интересов Российской Федера­ции, ее субъектов, производителей и потребителей услуг, форми­рование общегосударственного рынка услуг связи и повышение эффективности функционирования сети связи общего пользования и входящих в нее хозяйствующих субъектов.

Для выполнения возложенных задач МАП России осуществля­ет следующие функции:

Разрабатывает предложения по государственному регулиро­ванию деятельности естественных монополий в области связи, включая предложения по совершенствованию конкурентных отно­шений и изменению режима централизованного воздействия на хозяйствующие субъекты, направленные на повышение эффективно­сти их работы и защиту прав потребителей;

Обеспечивает разработку нормативно-правовой базы государ­ственного регулирования субъектов естественных монополий в об­ласти связи и механизмы ее реализации;

Формирует и ведет реестр субъектов естественных монополий в области связи, в отношении которых осуществляется государст­венное регулирование и контроль;

Анализирует и прогнозирует экономические ситуации, склады­вающиеся в стране в процессе реализации мер государственного регулирования естественных монополий в области связи;

Осуществляет ценовое регулирование посредством установ­ления тарифов или их предельного уровня, а также определяет круг потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и устанавливает минимальный уровень их обеспечения услугами связи в случае невозможности удовлетворения потребностей в полном объеме;

Регулирует формирование общего рынка услуг связи, взаимо­действие субъектов естественных монополий, предоставляющих услуги общедоступной электрической и почтовой связи, по вопро­сам ценообразования и взаиморасчетов за взаимно предоставляе­мые сетевые ресурсы и услуги;

Осуществляет контроль за инвестиционной деятельностью ес­тественных монополий в части ее влияния на тарифы, устанавли­ваемые на услуги связи;

участвует в работе международных организаций по вопросам ценообразования и регулирования деятельности естественных мо­нополий в области связи и осуществляет научно-техническое со­трудничество в этой сфере, а также выполняет иные функции, пре­дусмотренные законодательством Российской Федерации.

В структуре Департамента по регулированию естественных монополий в области связи МАП России выделены два основных общесистемных подразделения: управление тарифного регулиро­вания и экономического взаимодействия операторов связи и управление по регулированию деятельности хозяйствующих субъ­ектов естественных монополий. В состав первого входят отделы методологии регулирования тарифов, ценового регулирования, анализа и контроля деятельности субъектов естественных монопо­лий. Основными подразделениями второго являются отдел реест­ра и маркетинга рынка услуг связи и отдел антимонопольного кон­троля.

Свои полномочия по регулированию естественных монополий в области связи на уровне субъектов федерации МАП России дол­жен осуществлять через свои территориальные органы.

Госкомсвязи и МАП России осуществляют постоянное взаимо­действие с целью формирования единой экономической политики для повышения эффективности работы органов связи, увеличения доступности потребителей к основным услугам связи, улучшения их качества и соблюдения национальных интересов на рынках средств и услуг связи.

Основными объектами управления и регулирования являются хозяйствующие субъекты - организации (предприятия) связи, яв­ляющиеся непосредственными производителями услуг.

Организации связи - это субъекты предпринимательской дея­тельности, обладающие административно-хозяйственной само­стоятельностью. Они осуществляют свою деятельность в соответ­ствии с законодательством Российской Федерации и на основе ли­цензий, выданных Госкомсвязи России. Важнейшими признаками административно-хозяйственной самостоятельности являются на­личие устава предприятия и его регистрация в соответствующих органах местного управления, самостоятельного баланса с закон­ченной системой учета и отчетности, расчетного счета в банке, прав и ответственности юридического лица. Последнее предопре­деляет организационное единство, имущественную ответствен­ность и самостоятельное выступление от своего лица при взаимо­действии с другими юридическими и физическими лицами в соот­ветствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Все хозяйствующие субъекты связи классифицируются по ве­домственной и отраслевой принадлежности, организационно-правовым формам и формам собственности, уровню специализа­ции и степени законченности производственного цикла, месту в се­ти связи с точки зрения участия в процессе производства и реали­зации услуг, а также по территориальному признаку.

В зависимости от ведомственной принадлежности организации связи делятся на подведомственные Госкомсвязи России; находя­щиеся в подчинении других министерств и ведомств, органов ре­гионального и местного самоуправления; независимые коммерческие предприятия, созданные юридическими или физическими ли­цами.

По отраслевому признаку различают организации почтовой связи (например, почтамты, прижелезнодорожные почтамты, отде­ления перевозки почты), предприятия электрической связи (между­городные телефонные станции, городские телефонные сети, АО электросвязи и др.), предприятия радиосвязи, радиовещания, те­левидения и спутниковой связи (например, областные радиотеле­визионные центры - ОРТПЦ).

С внедрением рыночных отношений в отрасли связи пред­ставлены хозяйствующие субъекты, имеющие различные органи­зационно-правовые формы и формы собственности, в том числе государственные унитарные предприятия (например, предприятия почтовой связи), акционерные общества (в том числе открытые и закрытые с долей государства в уставном капитале и без таковой), совместные предприятия с участием иностранного капитала, лич­ные (индивидуальные) предприятия, а также иные субъекты пред­принимательской деятельности.

С точки зрения специализации различают выделенные (спе­циализированные) предприятия, предоставляющие услуги одной подотрасли связи (например, самостоятельные городские теле­фонные сети, междугородные телефонные станции, предприятия, предоставляющие услуги сотовой телефонной связи) и предпри­ятия объединенного типа, осуществляющие обслуживание потре­бителей услугами различных подотраслей (например, региональ­ные АО электросвязи, которые организуют работу практически всех видов связи кроме почтовой).

Для многих организаций отрасли, участвующих в оказании се­тевых услуг (предприятий почтовой, телеграфной, междугородной телефонной связи), характерен незаконченный цикл производства с точки зрения создания конечного продукта - услуги. Каждое из них выполняет определенный комплекс работ по передаче сооб­щений на конкретном этапе (исходящем, транзитном, входящем) производственного процесса. В то же время существуют предпри­ятия, в рамках которых создается законченная услуга, т. е. осуще­ствляется полностью законченный цикл производства. К числу та­ких организаций относятся выделенные городские телефонные се­ти, городские радиотрансляционные сети, сети сотовой связи, персонального радиовызова.

Неодинакова роль организаций связи и с точки зрения их уча­стия в процессе создания и реализации услуг связи. Основная их часть занята как производством, так и непосредственным обслу­живанием потребителей (почтамты, междугородные телефонные станции, городские телефонные сети и др.). В процессе своей дея­тельности они непосредственно контактируют с абонентами, всту­пают с ними в договорные отношения, получают доходы за предос­тавленные услуги, несут ответственность, в том числе и юридиче­скую, за принятые на себя обязательства по количественным и качественным характеристикам создаваемых услуг. Другая часть предприятий непосредственно не связана с абонентами, а осуще­ствляет технологические функции по обеспечению процесса пере­дачи сообщений и обслуживанию оборудования и сооружений свя­зи. Типичными представителями этой группы являются предпри­ятия почтовой связи, занятые обработкой и перевозкой почты (ПЖДП, ОПП), ОАО «Ростелеком» и его филиалы -Территориаль­ные центры междугородной связи (ТЦМС), осуществляющие, обслуживание магистральных и частично зоновых сетей электро­связи.

По территориальному признаку организации связи делятся на международные, междугородные, зоновые (региональные) и мест­ные. Этот статус определяется лицензией, определяющей сферу деятельности конкретного оператора и уровень его присоединения к сети общего пользования.

Являясь объектом управления и регулирования со стороны федеральных органов, предприятия, в свою очередь, осуществля­ют функции управления по отношению к входящим в их состав фи­лиалам, структурным единицам и подразделениям. На данном уровне управленческие решения вышестоящих органов конкрети­зируются применительно к задачам, стоящим перед непосредст­венными исполнителями, а также формируется система оператив­но-производственного управления объектами, процессами и ресур­сами предприятий. Таким образом, обеспечивается оптимальное сочетание государственного воздействия на хозяйствующие субъ­екты связи с расширением прав непосредственных производите­лей в направлении либерализации системы управления отраслью.